sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Реминисценции в «Трех сестрах» (Катаев В. Б., 1989)

"Мещанка Наташа часто представляется главной виновницей несчастий в доме Прозоровых. Насколько роль героини сопоставима с ролью традиционных злодеев в драме, направляющих ход событий к гибели тех, кто стоит у них на пути? Если вспомнить шекспировскую леди Макбет (в одном из писем к К. С. Станиславскому Чехов обронил сравнение: пусть в третьем действии Наташа «пройдет по сцене, по одной линии, ни на кого и ни на что не глядя, а 1а леди Макбет, со свечой - этак короче и страшней» - П 9, 171), известное сходство между двумя героинями есть. Обе властолюбивы, обе узурпируют власть и дом (королевство), причиняя зло другим.

Разница между ними не только в том, что «злодейские наитья» шекспировской героини монументальнее, кровавее. Масштаб обыденности, конечно, отличает Наташу, как и всех чеховских героев (ср. реплику Вершинина «Полжизни за стакан чаю!» - и возглас из шекспировского «Ричарда III»: «Коня, коня! Полцарства за коня!»). Основное различие в ином.

Зло - субстанция характера леди Макбет («Пусть женщина умрет во мне. Пусть буду я лютою жестокостью полна»). Во имя осуществления своих планов она сознательно встает на путь злодеяний, творит их скрытно, втайне.

Наташа не организует заговоров, коварных ловушек и т. п. Зло она творит несознательно, руководствуется отнюдь не недобрым умыслом. Просто она следует некоторым «общим идеям» - если и не возвышенным, то вполне признанным в обществе".

Весь текст: http://apchekhov.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st019.shtml

Главное - здоровые дети.

В доме должна быть одна хозяйка.

Эти истины - ее «правда», о них она может говорить с гордостью и достоинством, во всеуслышание; что же до «романчика с Протопоповым», то и он - одна из принятых, во всяком случае, простительных и известных форм поведения замужней дамы, у которой муж-тюфяк (Судьба Андрея Прозорова во многом напоминает историю женитьбы и семейной жизни героя повести А. Ф. Писемского «Тюфяк» (1850) Павла Бешметева).

Составленная из предельно стандартных блоков, жизненная программа Наташи страшна именно своей ясностью, искренностью, бесспорностью. Кто же станет возражать, что дети должны быть окружены заботой, что в доме должна быть хозяйка, что улыбка ребенка должна вызывать радость у окружающих?

«Отрицательное» в Наташе - не эти ее «идеи», а их абсолютизация, ничем не поколебимая уверенность в своей правоте. То, что ценно для других - деликатность, терпимость, милосердие, - сметается, подминается более высокими, с ее точки зрения, ценностями. Ее безапелляционность - продолжение ее искренности, жестокость - от верности своим убеждениям, от цельности.

Зло, которое несет с собой Наташа, таким образом, - результат ее следования своей «правде». Она предельно уверена в истинности некоторых общепризнанных ориентиров и ценностей, искренно им следует. Она, как и другие «отрицательные» герои чеховских пьес, «злодей» не абсолютный, а, так сказать, функциональный. Зло в чеховских пьесах - функция от безоглядной уверенности в правоте своих убеждений, своей веры.

Но если это так, то Наташа - лишь заостренное продолжение остальных персонажей, воплощение наиболее частой в чеховском мире разновидности утверждения себя.
Tags: Три сестры, Чехов, теория
Subscribe

  • (no subject)

    не трубная площадь, а трудная площадь. и трупная площадь.

  • (no subject)

    вчера выступила на слэме в БП. прочитала "девчонку у мангала" и "я вас так любила". девчонку хорошо воспринимали, смеялись, слушал, затаив дыхание и…

  • Нина Искренко

    ШАРЫ 1 Голова имеет форму шара Это и приятно и пристойно Но и жопа ведь имеет форму шара Стало быть и в жопе есть кураж и тайна Голова имеет форму…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments