sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

фестиваль "Новая пьеса" (в рамках "Маски Плюс"). Каски как черепа.

Сегодня, 14 марта, побывала на work-in-progress проекта "Я - рабочий" (Мотовилихинский рабочий). В семь вечера был представлен собственно театральный проект, спектакль, а затем - документальное кино. Один из ранних прогонов я видела в Театре.док, а вот фильмы я увидела сегодня впервые. Было представлено три фильма. Последний, 47-минутный, - добротно сделанный документальный очерк, в котором главный герой, лидер независимого профсоюза в Сургуте, борется за права рабочих. Но ничего нового я там особо не увидела, кроме забавных моментов в суде, в штабе, бане, местном телевидении, тонко подмеченных авторами фильма.
А вот первые два фильма (Дм. Кубасова и В. Сурковой), 27 и 15 минут, меня заинтересовали. После просмотра фильмов Михаил Угаров инициировал публику на вопросы, но вопросов было негусто. Я задала, как обычно, свой любимый вопрос: как вам удалось заставить людей так органично жить перед камерой, быть такими аутентичными, не стесняться? На что получила  ответ, что за пять дней непрерывной съемки люди просто перестали в какой-то момент замечать камеру, и много отснятого материала было отфильтровано.
Затем прозвучал упрек из зала в том, что режиссеры снимая рабочих относятся к ним, как к обезьянам, разглядывают их, как рыбок в аквариуме и т.д. Конечно, момент дистанции в подобном кино будет всегда присутствовать, но упрекать авторов не в чем, потому что они исследовали этих людей, в данном случае рабочих с неподдельным интересом, я бы даже сказала, с любовью, как это ни пафосно звучит. Потому что результатом такого подхода, такого исследования, такого глубинного проникновения в новую, экзотичную, безусловно, среду является ломка стереотипов о тех или иных представителях социальных и профессиональных срезов. И эти стереотипы тоже были сформированы культурой: либо ходульными фильмами, снятыми в эстетике соцреализма, типа "Большая семья", либо социально острыми фильмами типа "маленькая Вера", где атрибут рабочего это майка-алкоголичка, мордобой, хамство и ругань.
Благодаря таким фильмам становится очевидно, что потенциал человека отнюдь не исчерпывается исключительно его профессиональной или классовой принадлежностью. Например, один из рабочих рассказал, что читает дочке книгу "Бунт игрушек", а не какого-нибудь "Гарри Поттера". В спектакле "Мотовилихинский рабочий" один из персонажей на досуге занимается музыкальной аранжировкой на компьютере, кто-то хвалится тюнингом своей машины, другой выходит в своих философских рассуждениях на уровень Августина - Шекспира, только сравнивает весь мир не с театром, а с заводом. 
Одним словом, такие исследования закрытых корпораций безумно интересны и кто сказал, что это неэтично, и главное, почему? Да, натуралисты изучают дикую природу, но с каким удовольствием и страхом мы благодаря их съемке наблюдаем за повадками бегемотов, слонов или львов, или для меня самыми интерсными документалтными фильмами являются фильмы о первобытных племенах, живущих вдали от старых цивилизаций. Я, кстати, открываю для себя новую реальность через такие фильмы, как точно заметил Угаров (или автор фильма Кубасов, могу перепутать), что важно говорить о Чужом/Другом, и чем больше мы узнаем про Чужого, тем больше узнаем про себя.
Жаль только, что есть такие закрытые сообщества, в которые проникнуть практически невозможно. Вот удивительно, проще проникнуть в логово мафии или попасть на аудиенцию к лидерам террористов, чем, например, проникнуть в стены монастыря или, допустим, в банк, структуры мвд, да или просто в офис, вот чтобы так же там ходить и снимать жизнь как она есть. А жаль, это самое интересное, чем может заниматься документальное кино и театр.
PS. И немного об образах, которые врезались память. Произвел впечатление кадр из фильма Кубасова с касками, разложенными на шкафчиках (вид сверху). Мне это напомнило черепа в каких-нибудь святых пещерах (по сути форма кладбища), не уверена, что автор фильма закладывал такую ассоциацию, но тем не менее.
Subscribe

  • (no subject)

    Миша, а Миша Ты меня слышишь? И так сто лет А в ответ: В огне брода нет.

  • (no subject)

    покурила, выпила и ковидку выперла.

  • (no subject)

    прочитала сейчас лид о новом штамме вируса - уже российского происхождения, о новых мутациях дельты и скрещивания с другими. и подумала в связи с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments