sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

кино и жизнь

Середина сентября. Пушгоры. Я в номере гостиницы турбазы. За тонкой стенкой слышы голоса: мужской и женский.

-Ты много знаешь, ты такой весь умный а скажи ….. это нормально или это ненормально?

Молчание.

- Если не нравится, терпи.

- А почему в одну сторону игра?

Здесь нет интернета. Смотрю какой-то фильм по каналу Культура. Советский. Судя по моде, конец 70-х. В главной роли Терехова, действие происходит в Ленинграде. Героиня живет с мамой (какая-то ленинградская актриса со скрипучим голосом - у меня нет возможности гуглить), все происходит в конце ноября, но Терехова уже щеголяет в белой меховой шапке, шик. Она работает в патентном бюро, ее мать перепечатывает по ночам чужие рукописи.
У героини есть подруги (Шацкая на работе и еще социализированные Лаврова и Немоляева непонятного происхождения). И мама, и подруги денно и нощно бесопокоятся о безбрачии Тереховой.
Терехова встречается с успешными подругами — это Лаврова, в жутком зеленом пальто, и Немоляева, просто в коричневом пальто. Они идут в кафе, пьют кофе, непрерывно острят, говорят о философии, об индийской философии (!), мягко и незаметно пиная официальную идеологию. В общем, сначала я думала, что это пьеса Володина, у него персонажи делают вид, что живут в нормальной стране, что никакого давления идеологии не существует, а существует только Пушкинский дом, старая интеллигенция (конечно, питерская), простые человеческие отношения, бабские разговоры, гендер и возраст, старинные огромные квартиры с дореволюционными фотографиями на стенах, с такой же мебелью...
Героиня Тереховой талантлива, но занимается заведомо ненужным для страны делом (архивирует изобретения). А ее мама (чем-то она напоминает типаж героинь Зинаиды Шарко из авербаховских фильмов), мама давно одна (блокада или гулаг, неизвестно). Мама хлопочет, шьет дочери платье, мама хочет, чтобы дочь понравилась некому мужчине, который должен приехать на чью-то свадьбу и остановиться у них), мама так же запекает гуся или куру (питерское!). Терехова надевает югославские туфли, лакированные...

На Московском вокзале эффектно появляется высокий Гафт, он в дорогой дубленке, норковой шапке. Гафт очаровывает продавщицу билетов на вокзале, и не успев приехать, покупает билет обратно (загодя, советские реалии). Мы уже понимаем, что он здесь не собирается пускать корни. Но он еще не знает, что он встретит Женщину в белой шапке!

(Что я пишу здесь. В Пушкинских горах, чем я занимаюсь. Я описываю фильм 78 года. Простая история.)

Сцена праздничного ужина в честь гостя из Москвы (дальний родственник). Круглый стол под абажуром. На столе графинчики, в которых цветная жидкость, богемский хрусталь, бокалы, шампанское, бокалы, как у моей тети, и звучит, конечно, Бах. «Это наша старая привычка обедать с музыкой», говорит интеллигентная мама. На столе колбаса, ветчина, салат и что-то не определимое. Яйцо под майонезом — говорит мама, они недолго едят. И мало едят, ведь они интеллигентные люди. Гафт же, как интеллектуал из сферы технической или вычислительной, постоянно сыплет научно-техническими шуточками, предлагает сыграть в какую-то игру, а! Он им предлагает пройти тест, с кружочками и треугольничками (IQ?). Они заполнили нужные места, звучат слова: интеллект, секс (ого!).
Потом он предлагает поиграть в слова и употребляет новое слово — аутентично. Он их просто подавляет своим интеллектом. Мама давит питерской интеллигентностью, а гость из Москвы – интеллектом.
(Я никуда не иду.)
Герои продолжают играть в слова. Не совсем понимаю, что за игра. Тоже какой-то тест. В те годы была мода на тесты. Появилась множительная техника и процветал невинный самиздат: гороскопы, тесты. Новая игра что-то вроде эрудита. Из одного длинного слова надо составить много слов. Потом Гафт загоняет что-то философское и умное. Он явно хочет понравиться героине. Но она не такая!
Мама вечером предлагает дочери пойти сопроводить Гафта на свадьбу, куда пригласили в общем-то его. Терехова не сильно сопротивляется, кримпленовое платье уже сшито мамой (подругой) специально к такому случаю, югославские лакированные туфли тоже куплены.

Она знакомит своих подруг с новым человеком из Москвы. Они покупают цветы, идут на свадьбу. Лаврова явно лидирует. До поры до времени. В квартире королевские обои, как в каждом втором фильме 70-х. И опять картины по стенам. Не было никакой революции, никакой советской власти, никаких горкомов, обкомов, райкомов, не было никаких гулагов, не было ничего.
Лаврова заигрывает с Гафтом. Она известна как лыжница с обложки журнала «Лыжня России». Правда, внезапно в этой квартире появляется простоватая невеста и какие-то заводские пролетарские друзья, которые соответствующе поздравляют молодых. Видимо, требование цензуры. Разбавить. Невеста с сессоном на голове, Немоляева курит на кухне, Терехова в фартуке готовит салат, опять помогает, Лаврова эмансипированно сидит на подоконнике и обсуждает Гафта. Они втроем обсуждают Гафта. Судя по истеричному настрою Лавровой, она одинока. Ее пробивает на самобичевание, она сравнивает себя с дубленкой, третьей моделью "Жигулей".

Простая деревенская подруга, которая имеет отношение к свадьбе, говорит про детей. Лаврова плачет, все ее жалеют, у нее, у спортсменки, не может быть детей. И все только сейчас об этом узнают. "Вот если ты будешь любить, и тебя будут любить!" - подытоживает мудрая и страшная простушка.

Катушечный магнитофон, медленный танец в гостиной, партнер в очках с толстой оправой, технарь, говорит о том, что он высчитал сколько секунд осталось жить. При слове «жена» Терехова отталкивает партнера, музыка заканчивается.

И тут снова появляется Гафт и предлагает Тереховой сбежать, цитирует, конечно, Блока: ночь улица фонарь аптека... они идут вдвоем по безлюдной ночной улице... он один, она одна, все живут с мамами.

Потом он смотрит на ее руку и что-то говорит про пальцы...

Они вернулись ночью домой и пьют чай. Он пытается ее охмурить, цитирует что-то типа Саши Черного... Он стучит в стену. Развязная да еще и бездетная Лаврова ему, конечно, не понравилась, а вот целомудренная Терехова другое дело... музыка та же, что в фильме «Романс о влюбленных» ...
Сейчас невозможно написать такую мелодраму. Если только для сериала.
И вот опять сцена на вокзале. Он все-таки не поменял билет, или - о нет, они опять возвращаются... может поменял? Опять музыка из "Романса о влюбленных"... они идут по Ленинграду... мокрому и холодному... он заходит в телефонную будку... Она, видимо, взяла отгул. Сценарист забыл про ее патентное бюро. Ну ладно, допустим, она взяла отгул.
Они заходят в магазин пластинок. Он берет Утесова, а она — спрашивает «Черную курицу»... Они любят ретро. В 70-е было принято любить ретро.

А потом они заходят в гости к однокашнику Гафта. Он, конечно, тоже семейный (Борцов), у них ребенок, жену играет Покровская, где-то уже были похожие герои, там был муж Джигарханян, а эмансипированная многодетная жена была Максакова, «Осень», с Заклунной и Кулагиным...
Эти герои нужны для контраста: многодетный приятель в очках, с заваленным заказами кульманом, на балконе сушатся трусы... Гафт сыплет шутками, приятель в очках говорит про троих детей. Понятно, что они все замученные, но счастливые. Это как аттракцион для двоих холостяков, чтобы окончательно показать им разные стороны брака — сначала свадьба, потом женатые супруги с тремя детьми... вот она какая жизнь. Трудная, но прекрасная!
Мужчины в гастрономе, говорят только про науку, потом про Терехову. Как ее зовут — Вера! Многодетный приятель в кроличьей шапке и пальто, а свободный Гафт в дубленке и норковой шапке. Звучит патефон. Опять застолье. За стол садится старший взрослый сын. Покровская тащит шашлык на шампурах! Гафт спрашивает Покровскую про стихи. Она: вот мои стихи, указывая на детей. Потом она цитирует стихи, но явно не свои. Поднимая бокал. Упоминает про какой-то перевод. Это чтобы мы понимали, что она не домохозяйка. Сын перебивает вопросом про гетры, про носки, про быт... а Гафт в это время цитирует ее стихи. Ты и это помнишь? Все не просто. Все противоречиво.
Друзья говорят про изобретение приятеля. Он изобретатель. Она поэтесса, он изобретатель, но всем пожертвовали ради семьи, ради детей.

Опять кухня, опять моют посуду...

И вот Гафт и Терехова уезжают на такси на Карповку, которое не сразу ловят. Ведь многодетные друзья живут в спальном районе...

Потом герои примыкают к группе туристов а гид проговаривает специально для них какие-то важные слова...

Гафт все-таки сдает билет. Но! меняет на более ранний. «Не понравилось у нас?» - «я не понравился». Он обиделся. В машине она его умыла.

Мама волнуется. Мамин монолог про умершего папу 15 лет назад, про труд мамы, как она все отдала, как она не может уйти на пенсию, как она работает, видимо, пока дочь не выйдет замуж... душ Зинаиды Шарко...


- Если ты не понимаешь, Люда, ты хуйню городишь, - слышен мужской голос за стенкой.

- Сережа ты считаешь…

- Я вам нужен - терпите?

- Я не терплю??! Мы должны терпеть, а ты не должен!

- При чем здесь козлы? Я такое не говорил.

- Будешь издеваться.

- Ну и оставайся одна с дочками.

- Ты реши: или ты хочешь к Вале или со мной хочешь остаться!

- Просто она вспоминает то время и желает добра.

- Завтра же собирай свои вещи.

- Ты глупая женщина...

- Она тебя понимает? Ты меня щас оскорбил.

- Подожди.

- Ты ведешь себя по-хамски, потому что какая-то там женщина тебя понимает, ты считаешь, что я по проторенной дороге иду.

- Она тебя встречала в порванных трусах.

- Это жизнь, ты глупая женщина.

- Сережа, она тебя поэтому понимает?

- А что здесь плохого, я просто ее знаю.

- А меня ты не знаешь 45 лет? ты со мной троих детей родил!

- Это Оксана была. При чем здесь Света, при чем здесь Валя? И ты мне говоришь, что у меня не может быть человека, который меня понимает.

- Ты даже не понимаешь что ты сейчас свою жену макнул в говно.

- У меня, Люда, и мыслей таких нет.

- Сережа, не надо.

- Я просто знаю, что это твои проблемы.

- Столько лет твоя жена, которая столько лет из-под тебя дерьмо выносила, и ты мне говоришь, что я суровая. Может, я тоже встречу человека... который не скажет пошла вон…
Tags: дневник наблюдений
Subscribe

  • (no subject)

    посмотрела фильм Винтерберга "Еще по одной". Это такой датский "Доживем до понедельника".

  • (no subject)

    Встала в районе 10 (легла около часу, но первый раз проснулась около 6, а потом еще раза два-три, пока не доспала). Досмотрела последнюю серию…

  • осциллограф

    прямая линия это смерть кривая линия это жизнь.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments