sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

А был ли Душка? или «Бездна русской пустоты» (фильм Йоса Стеллинга «Душка»)

РГГУ Киноклуб ИФИ РГГУ 11 ноября 2009 г. (функция ката не работает, поэтому прошу прощения за такой здоровый пост)

Александр Корчинский. Попробуем разобраться, что же, собственно говоря, там происходит. Кто такой Душка? Откуда он появляется? Куда исчезает? Находит ли его Боб в конечном счете? Вообще о чем фильм?


МК. Стеллинг использовал прием «рассказ в рассказе» или «фильм в фильме», и там уже непонятно, где реальность, а где вымысел, то есть сюжет рассказа. И по большому счету это становится неважно. Что там факт реальности, а что факт вымысла, поскольку онтологически сам фильм все равно является фактом вымысла. А поскольку фильм этот притча, то притча изначально говорит языком аллегории. О чем притча? Об одиночестве, о бренности бытия, как ни пафосно это звучит. Но самое главное, этот фильм притча о рождении и смерти. Другой вопрос, почему Стеллинг выбрал в качестве такого двойника – русского, в этом нелепом треухе, напоминающем собачьи уши. Он и сам собаку напоминает, подобранного щенка. Возможно, на выбор «русского» персонажа повлияли лингвистические клише: «русская душа».

Душка – подсознание Запада

Сергей Лавлинский. Бред и кошмар Запада, от которого Запад не может никак избавиться.

МК. А вот почему Боб поехал за Душкой? То есть почему он сначала не знал, как от него избавиться, а когда тот наконец ушел из его жизни, он стал его разыскивать?

СЛ. Финал явно имеет отсылку к Федору Михайловичу. Помните, этот пузырь — боб! Такой Бобок. Собственно вот он его и находит.

N. Еще нас отсылают к постоянно к повторяющейся сцене: и в фильме машина уезжает в русские березки, и тут неожиданно тот же пейзаж, то есть машина, которая уезжает куда-то в лес, а еще машина, которую нужно толкать — вот это движение, как будто героев постоянно через что-то провозят, непонятно через что, ну какие-то переходные этапы в их жизни: как они на этом фестивале знакомятся, как Боб пытается Душку оставить в этом лесу, как потом его самого оставляют в русской глубинке, и потом они вместе куда-то уезжают или не вместе.

АК. Ну, да, там с лесом связана именно тема кино. Собственно говоря, в финале Боб попадает в тот же самый фильм, который он смотрел на фестивале лет 10-15 назад.

СЛ. Да, и он одновременно является воплощением дна русской души, которая как раз в этом колодце концентрируется: боб, боб... Бобок такой (привет Федору Михайловичу). И в этом отношении фильм может быть интерпретирован как совершенно русофобский.

АК. Или, наоборот, русофильский. В этом такая амбивалентность.

Душка – альтер эго главного героя

МК. Еще этот фильм об иллюзии. Главный герой Боб прожил всю свою жизнь вне реальности. Не случайно каждый вечер он проводит в кинотеатре (метафора иллюзии, иллюзион), платонически влюблен в кассиршу из этого кинотеатра, и так далее. Он не живет реальной жизнью, и неудивительно, что в его доме появляется некий альтер эго, Душка, который в то же время представляет собой его полную противоположность, и в нем воплотились все клише, которые существуют на Западе.

С.Л. Там аллюзии на Гусмана (Ника), Стеллинг воспроизводит это все, такой типичный фестиваль конца 80-х годов. А художник это такой брутальный Митек, сочетание несочетаемого. Он обращается к девушке — «матушка» - по-митьковски.

N. Еще мне кажется интересно, что Душка уходит не в той одежде, что ему дал Боб, а потом Боб появляется в той одежде, в которой был одет Душка.

СЛ. И жест с печеньем воспроизводит тот же, Душки, подбрасывая вверх.

АК. И еще есть мотив зеркальности. Там, где Душка стоит за стеклом и Боб его видит, потом он исчезает буквально в кадре, потом Боб подходит к окну и видит уже себя вместо Душки, свое отражение.

N. И еще там есть фигурка, с магнитиком, которая все время отражается…

АК. Обратная сторона магнита и фигурка убегает от своего зеркального отражения. Получается, что герой не только находит свою душу или альтер эго, но еще и убегает от нее, он пытается от Душки избавиться все время, правда, неудачно.

N. Не случайно здесь возникает вопрос взаимопонимания человека и его души. Здесь это показано через языковой барьер. Невозможности понимания, как и невозможности увидеть свое отражение и так далее.

АК. Да и сама фигура Душки интересна. Там есть одна сцена, на которую я раньше не обращал внимания: когда Боб выходит из этого фестивального дома (а там собралась огромная толпа), он неожиданно оказывается в центре внимания на ковровой дорожке и его встречает толпа рукоплещущих поклонников, вспышки фотокамер. И лицо Душки в толпе сразу выхватывается и они сразу же вступают с Душкой в контакт, как будто были сто лет знакомы, ниоткуда взявшийся персонаж. И на самом деле персонаж Душки не имеет никакой связи с тем фильмом, который демонстрируется на фестивале (сцена родов в автобусе), это не тот «душка», который родился в автобусе. И, собственно, окрестил его так именно Боб. Просто Душка не мог понять, о чем его спрашивают.

СЛ. То есть понятие русской души это понятие не русское.

АК. Еще интересно добавить в эту же копилку (про альтер эго Боба) добавить сцену знакомства. Боб, указывая на себя, говорит: Боб, и тот говорит Боб, а потом уже Боб присваивает ему другое имя.

N. Да и само имя Боб зеркальное, анаграмма.

МК. Одним словом, Душка это воплощение все того, что западный человек себе запрещает.

АК. Первое, что вспомнили западные критики, правда, без ссылки на автора, это идею Бориса Гросса о том, что Россия это подсознание Запада. Я, правда, не уверен, что Стеллинг здесь оперирует такими геополитическими и культурными категориями, хотя они явно неизбежно напрашиваются.

N. И сам Боб вполне подходит под стереотип западного человека.

СЛ. Боб такой западный человек, который опознается российским человеком по кинематографу, он такой бергмановский персонаж, скорее. То есть не американский, а западноевропейский: одинокий, рефлексирующий, закрытый. Там есть бергмановские мотивы такой платонической любви.

N. Или Кислевского.

АК. Но при всей платоничности он так внимательно обращает внимание на другую сторону, плотскую.

МК. При этом Душка постоянно вмешивается в самые важные моменты, когда Бобу, наконец, удается познакомиться и как-то сблизиться с этой девушкой из кинотеатра. И на фестивале много лет назад он тоже мешает Бобу в момент попытки знакомства с красивой девушкой. Вот как это можно объяснить, если исходить из того, что Душка это часть Боба, его подсознание?

АК. При этом сам Душка какой-то бесполый персонаж.

МК. Получается, что эта подсознательная часть Боба мешает Бобу реализовать сексуальные желания.

АК. Тогда получается, что Душка нечто противоположное подсознанию по Фрейду.

N. Но бессознательно мы можем одновременно и желать и отрицать что-то.

АК. Получается, что Душка не Оно, а Сверх-я, Суперэго. И в этом фильме, действительно, эта тема тоже присутствует.

СЛ. Кстати говоря, это ведь опять бергмановская тема, когда рефлексия вытесняет сексуальность либо подменяет ее.

N. Мне кажется, здесь есть еще такой момент неприятия, потому что в итоге Боб вроде сначала хочет от него избавиться любым способом, даже убить (бросить в лесу), а потом, когда тот уходит, пытается его найти, делает шаг навстречу. И если Душка часть Боба, то получается в этом действии он принимает себя, то есть он примиряется со своим подсознательным двойником, в том числе с сексуальностью, в один ряд все это встает.

АК. Еще Душка получается какой-то трансляцией пресловутой русской духовности. Стихи Пушкина Душка цитирует совсем не в эротическом контексте.

Или вот этот жест, когда Боб его бьет по щеке (цитата из «Идиота» Достоевского), он одновременно вроде другую подставляет (толстовство такое), но в тоже время он ловко уклоняется, что снижает пафос ситуации.

N. Еще у Душки возраст не изменяется в отличие от Боба, которого показывают в трех возрастных (состояниях): во время фестиваля он молодой с черными волосами, затем в нарративном времени он уже зрелый, седой, но еще не старик, и наконец, в финале, в поисках Душки на Украине – он уже старик.

СЛ. Печать страдания и (нереализованных) желаний.

АК. А вот как тогда понять исчезновение Душки? Он же был абсолютно неискореним, неизгоняем, а потом раз – и исчезает.

N: А вот как объяснить фотографию, где они сфотографированы вместе (на верблюде), Боб потом еще эту фотографию будет показывать (предъявлять) во время поисков. Получается, если Душки не существует, Боб показывал только себя на фотографии?

АК. Когда говорили о том, что Душка не реален, то в пространстве фильма он, возможно, реален.

N. Может быть, самим автором он предполагается как реальный, а на самом деле его не существует, как было в «бойцовском клубе». Но как объяснить фотографию?

МК. А вот, что видит в этот момент официант на фотографии, мы не знаем.

СЛ. Но девушка и другие персонажи его видят. Это все-таки не «Бойцовский клуб», он там абсолютно реален.

АК. Ну, там тоже этот нереалистический компонент. Но на фотографии он может быть указывает на себя в конечном счете.

СЛ. А он там пальцем показывает.

АК. В одном случае показывает, в другом случае не показывает.

N. Но там же еще верблюда был (все смеются)

АК. Ну, да, в этом как раз стеллинговский юмор.

Душка – архетип проводника в потусторонний мир

N. А это не может быть его произведением? Весь этот фильм – все действие фильма происходит в его воображении, его произведение, поэтому и диалоги в основном представляют собой немые сцены, потому что слова не нужны, он про себя как бы все знает, и слова, наверное, у него все в компьютере.

АК. Действительно, чтение текста синхронизировано с появлением Душки. А вот тогда интересно, вот эти медиумы кино, по крайней мере, два фильма: они смотрят фильм, который подсказывает герою идею, как избавиться от Душки – западный фильм (бандиты в лесу и с машиной)…

АК. А вот получается, что здесь какая-то двуслойная концепция кино: совершенно высмеяна российская киноиндустрия, профанирование, и западный этот «Luxor» тоже разрушается, на уровне своего институционального, реального существования, но оно зато превращается в миф, независимо от качества фильма.

N. Ну, почему? Душка воплощается не в фильм, а в реальность, потому что эта сцена такая же как сцена в кино.

МК. Автобус в фильме это метафора рождения и смерти: первый кадр рождение – вынимают из автобуса, последний кадр – смерть – герой садится сам в автобус и уезжает опять в этот райский сад. Метафора человеческой жизни.

АК. Получается это жизненный цикл.

N. Да, человек стареет, а Душка не изменяется.

АК. И циклическая, кольцевая композиция.

СЛ. Но там важно, что водитель – проводник. В каждой машине есть свой проводник (архетип проводника). Вот этот самый проводник выполняет функцию, которую выполнять и не должен (не свойственную ему функцию) – родовспоможение. И этот момент тоже очень важный. В конце концов, любой водитель порождает какие-то дополнительные смыслы. Лжетаксист, который его увозит и бросает. Очевидно, он создает определенный дополнительный смысл, который первоначально и не предполагался. И когда этот водитель оставляет его на дороге, он пытается таким образом освободиться от него, дальше понятно, что там происходит и опять появляется какой-то новый смысл. Так что водитель является тут таким проводником …

АК.…в потусторонний мир, связующий с этим миром…

С.Л. Конечно. То, что там бобок в конце. И его увозят в это самое место, которое может ассоциироваться одновременно и с раем, и с адом. И три парки (мойры) такие сидят, три старухи (три сторожа).

АК. А все-таки как объяснить исчезновение Душки? Помните, он говорит о себе: Душка не уйдет, пока Боб будет одинок, он его не оставит.

N. Душка выполнил свою миссию: он же изменил Боба (СЛ: поломал). И как только он выполнил миссию, он исчез. Он больше не нужен, потому что Боб обрел себя.

N. …даже когда он появляется в конце в пиджаке Боба (а Боб, наоборот, в одежде Душки), это значит, они соединились.

АК. Получается, что фигура удвоения больше не нужна.


Tags: киноклуб в РГГУ, про кино
Subscribe

  • (no subject)

    все-таки поднялась температура - 37.4.

  • (no subject)

    сегодня завершаются многодневные выборы в государственную думу коротко ГД лежу на диване сочиняю верлиборы и думу думаю за кого же голосовать мне…

  • цитаты

    "Как знать, возможно, если он перестанет попадаться им на глаза, они успокоятся. Из дома он теперь почти не выходил. Ему стало доставлять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments