sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Кино без пленки: Ярослава Пулинович. Я не вернусь

Тема возвращения всегда будет актуальной. Хочет человек и не может вернуться дважды в одну реку, в свое счастливое детство, в свой мирок, к разбитому корыту. А бывает наоборот, человек бежит от этого детства, от прошлой жизни, семьи, «без семьи», как от ночного кошмара, и вроде бы удачно стартует, меняется, развивается, ан нет. Прошлое настигает, как некое вечное возвращение Ницше, которым философ обозначал, как ни парадоксально, высшие формы утверждения жизни, эту идею потом развили экзистенциалисты. «Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении — высшая точка мышления!»

Так в кошмар своего несчастливого детства возвращается героиня, обстоятельства заставляют вернуться, как в дне сурка, и застрять в этом подростковом аду еще раз. Таков финал сценария и он, безусловно, фатален, хотя в целом оптимистичен. Трудно даже сказать, чего больше в этой пьесе, – надежды или безысходности. Так или иначе, но взрослая женщина повторно проживает подростковый ад уже не так, как его проживают дети. Кто из нас не думал: эх, вот тогда бы мне мою сегодняшнюю уверенность в себе, знания, опыт жизни, я бы не совершил(-ла) те ошибки. А ошибки она уже успела совершить, уже успела попасть в эмоциональную зависимость от женатого слабого мужчины (нового Андрея Бузыкина, обремененного "дружной семьей").

Надо сказать, мужчинам роль там отведена незавидная. Экстремальная ситуация (подстава с наркотиками) проявила на фоне страха суть взаимоотношений Ани с ее взрослым преподавателем-любовником (в котором девушка возмещала нехватку отца) и с ее сверстником, который на поверку оказывается инфантильным подлецом и трусом. Но только состояние страха и может открыть человеку бытие, жизнь как она есть, истинные отношения с другими людьми. Вчерашний друг оказывается предателем, сегодняшний враг и зверек (Кристина) превращается в сестру. И вот эта экзистенция только и может привести Аню к самостоятельному бытию и свободе. Вот почему этот страх она не отвергает, а сознательно берет на себя и переживает.

Есть тут, конечно, перекличка с клавдиевской пьесой «Пойдем, нас ждет машина». Но там две девушки должны были пройти жестокую инициацию, встретившись с чудовищами, пройдя через ад, убить этих чудовищ, чтобы в конце концов познать самих себя. Только так, и не иначе.

Здесь чудовищ нет, и слава Богу. Иначе было бы повторение «уже виденного» (хотя кто-то говорил о перекличке с пьесой Анны Богачевой «Учиться, учиться и учиться», я, к сожалению, не читала), но главное, в этом варианте сценария Ярославы Пулинович нет предсказуемого сюжета и шаблонных ходов. Меня это приятно удивило: две девочки в ситуации «нас не догонят», но без лесбийского продолжения, две девочки едут автостопом через всю страну с разными дальнобойщиками, но никого не насилуют. Потом режиссер признался, что поначалу чернухи в пьесе хватало с лихвой. Возможно, для какого-то другого сюжета такой момент был бы неизбежен, но здесь и без этого жести хватает.

Критики, как водится, задавали свой любимый вопрос: о чем сценарий? Не получая внятного ответа от взволнованного режиссера и соавтора сценарного варианта пьесы Олега (фамилию не помню), советовали, как сделать лучше, что-де вот тут неправда, а здесь, наоборот, вот жестокости не хватает, вот давайте сцену с попыткой изнасилования введем. Такое обсуждение слегка напоминает диспуты Александра Гордона. Наверное, это и есть «профессиональный маразм».

О чем же сценарий? Да все о том же: о настоящем взрослении души, о пути к дому и обретении семьи, о которой мечтает любой человек, у которого ее никогда не было, и о спасении в любви. И о том, что в одну и ту же реку иногда приходится войти дважды, чтобы, наконец, стать свободным от своего несчастливого детства.
Tags: кино без пленки
Subscribe

  • (no subject)

    самое печальное, что Миша и это предвидел - ее деградацию алкголическую. что она сопьется. она в общем катитс по наклонной плоскости.

  • Сергей Есенин

    Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель…

  • (no subject)

    Петя и вол.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • (no subject)

    самое печальное, что Миша и это предвидел - ее деградацию алкголическую. что она сопьется. она в общем катитс по наклонной плоскости.

  • Сергей Есенин

    Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Так испуганно в снежную выбель…

  • (no subject)

    Петя и вол.