sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Эрик Булатов "Есть ли современное русское искусство"?

Оригинал взят у aldanov в Эрик Булатов "Есть ли современное русское искусство"?

Эрик Булатов "Liberte" 1992 -эта картина появилась на афише выставки "Контрапункт"


и: Означает ли проведение "Контрапункта" признание нашего современного искусства? Или это просто одно из событий в рамках перекрестного Года России и Франции?

булатов: Этот вопрос я сам себе задаю.Есть признаки и того, и другого. С одной стороны, на Западе давно существует убеждение, что русского искусства, не считая авангардистов 1920-х годов, просто нет. Все остальное - до и после - провинциально и вторично. Конечно, три-четыре наших художника были признаны, но их успех оставался личным и не переносился на русское искусство вообще. С другой стороны, идет - хотя и очень медленно - процесс утверждения русского искусства как единого целого.

и: В какой мере нынешняя экспозиция в Лувре отражает современное российское искусство?

булатов: Она в основном базируется на концептуализме - направлении, которое в Лувре будет представлено достаточно убедительно. Но это не все наше искусство. Получается не объективная картина, а какой-то фрагмент. Многие художники, которые мне представляются очень важными, на этой выставке отсутствуют. Думаю, например, Оскара Рабина надо было обязательно пригласить.

и: Публику ждут сюрпризы. В день вернисажа в Лувре художник Юрий Лейдерман организует свой перформанс: две женщины в русских национальных костюмах на глазах зрителей отшинкуют сотню кочанов капусты. Со своей стороны, его коллега Юрий Альберт проведет зрителей по Лувру с завязанными глазами...

булатов: Вот это и есть наш концептуализм.

и: На афише выставки воспроизведена твоя картина "Liberte" ("Свобода") - перекличка со знаменитой картиной Делакруа "Свобода на баррикадах".

булатов: В экспозиции две мои работы. Кроме этой, еще и картина "Черный вечер - белый снег".

и: "Liberte" - картина хрестоматийная во всех смыслах. Вместе с другой твоей работой - "Советский космос" - она даже вошла во французские учебники.

Эрик Булатов «Брежнев. Советский космос» 1977
("На ее примере искусствоведы объясняют парадоксальность отечественного нонконформизма – созданный по всем канонам парадный портрет Брежнева оказывается антисоветским произведением". Картина в 2007 году, будучи выставлена на аукцион Филлипс в Лондоне, была оценена в  0,75-1 млн фунтов).
булатов: Я получил этот заказ в 1989 году, когда во Франции готовился большой праздник по случаю 200-летия революции. Собирались поднять в воздух дирижабль, который с одной стороны должен был расписать русский художник, а с другой - американский. И у меня возникла идея, связанная с нашей революционной ситуацией 1980-х. Тогда было много свободолюбивых иллюзий.

и: Как западный зритель сегодня воспринимает русское искусство?

булатов: Всегда с интересом. Я в этом убедился на выставке "Русский пейзаж" в Национальной галерее в Лондоне. Музей бесплатный, а выставка платная. И люди стояли, чтобы на нее попасть. Такое же внимание и к русским выставкам в Париже. Проблема возникает с критикой - ей не интересно.

и: И на чьей стороне правда?


булатов: Правда не может быть на стороне тех, кто пытается руководить искусством. Неверно также считать, что она на стороне зрителей. Массы, например, идут на Глазунова или Шилова. В любом случае нельзя не считаться со зрителями или хотя бы с теми, кто хочет понять живопись. Их надо воспитывать, с ними нужно работать. Не просто объявлять одного художника хорошим, а другого - плохим, но объяснять вещи, касающиеся принципиальных основ искусства.

и: Есть французское выражение "обучать глаз".

булатов: Не только глаз, но и голову. Глаз, как говорил мой учитель Владимир Андреевич Фаворский, можно обмануть. Сознание обмануть труднее.

и: Фаворский был не только художником, но и философом.

булатов: Он был философом искусства. Он был связан и с Флоренским, и с другими нашими религиозными философами. Я же не философ, а просто художник. Я лишь стараюсь понимать, зачем и почему делаю так, а не иначе.

и: Не слишком ли большую власть взяли в руки кураторы, которых здесь называют комиссарами? Художники в их руках, по твоим словам, вроде подсобного материала - красок и кистей?
Эрик Булатов. Улица Красикова. 1977
Цитирую: "Я хотел показать советскую жизнь так, как она есть, без выражения к ней какого-либо отношения. В моей живописи не было явного протеста, у меня не было желания убедить в чем-то зрителя: посмотрите как это ужасно! Я не был героем социальной борьбы, как Оскар Рабин. Моя задача была принципиально другая: я хотел, чтобы зритель увидел свою жизнь такой, как она есть, но увидел как бы со стороны. Я хотел создать дистанцию между этой реальностью и сознанием зрителя. Этому и служила картина, работая как дистанция, как инстанция отстраненного взгляда. Я строил произведение искусства как инстанцию между реальностью и сознанием. Вот что было для меня важно. Чтобы зритель подумал: так вот она какая моя жизнь... Чтобы он воспринимал мои картины не как поучение, но и делал  бы открытие сам. 

булатов: У меня впечатление, что общая ситуация сейчас меняется. Может, потому что среди кураторов идет смена поколений.

и: Разве искусство не утратило во многом свои нравственные функции и не стало частью индустрии развлечений?

булатов: Объективно судить о сегодняшнем искусстве мы не можем, ибо судим именно по тому, что нам показывают. Я не знаю, насколько это соответствует тому, что происходит в искусстве. Более того, я надеюсь, что это совсем не так. А о том, какое искусство сегодня, мы узнаем, может быть, лет через пятьдесят.

и: Грядущую победу на Западе массовой мещанской культуры предсказывал еще Герцен. Теперь она, похоже, окончательно одержала верх и в России.

булатов: Она не может победить окончательно. Мы, конечно, живем не в эпоху Ренессанса, однако искусство не может погибнуть. Если это произойдет, человеческое существование станет бессмысленным. Искусство задает вопрос, который никто больше не задает: "Зачем человек?".

и: Ты по-прежнему ходишь в Лувр учиться у классиков. Чему может учиться давно сформировавшийся известный художник?

булатов: На самом деле я очень мало умею. Многое у меня не получается.



Эрик Булатов. Вся эта весна. 1998


и: Уничижение паче гордости?

булатов: Нет, это правда. У каждого художника есть тропка, по которой он идет. И если чуть оступаешься, сразу попадаешь в трясину, в которой не ориентируешься совсем. И каждый раз новую работу надо начинать с нуля, решать заново, ибо в искусстве все решения одноразовые.

и: Неужели ты по-прежнему терзаем творческими муками?

булатов: Наряду с Фаворским моим учителем был Фальк. Студентом я пришел показывать ему свои работы. И он меня спросил: "А что вы сами думаете по их поводу?" Тогда я был в полном отчаянии от собственной бездарности и сказал ему об этом. Фальк мне ответил: "Значит, вы сейчас в очень хорошем творческом состоянии. Я вам скажу такую вещь, которая не будет для вас утешением, но которая пригодится в дальнейшем. Это состояние будет продолжаться всю вашу жизнь. А если оно пройдет, значит, вы как художник кончились". Никогда я не чувствовал себя так беспомощно, как сейчас, в старости, когда начинаю новый натюрморт.



Э. Булатов. ЗАКАТ. 1989.
и: Рядом с работами каких великих художников в Третьяковке или в Лувре ты хотел бы выставить свою живопись?

булатов: В Лувре - страшно сказать - с "Коронацией Богоматери" Фра Анджелико и с тициановским "Сельским концертом". В Третьяковке - с Александром Ивановым или с Левитаном. Моя любимая левитановская картина - "Озеро", которая находится в Русском музее. Она должна была называться "Русь", но Левитан постеснялся дать это название, считая картину неудачной.
...

и: Среди твоих любимых мастеров - Левитан и Саврасов. Умом их не понять?

булатов: Художники воздействуют не на ум, а на чувства. Их искусство на тебя либо действует мгновенно, либо не действует вообще. Я убежден, что, если хорошо сформировать выставку русского пейзажа XIX века, она произведет громадное впечатление.

и: Однажды ты мне сказал, что Левитан и Малевич - это не антиподы.

булатов: Поскольку они оба укоренены в русской культуре, они, конечно, не антиподы. Они старались, чтобы зритель был участником того, что они делают. Левитану было очень важно, чтобы зритель - минуя живопись - сразу попал в его пейзаж, в березовую рощу.

и: Может ли сегодня появиться новый пейзажист уровня Левитана?

булатов: Есть такой пейзажист. Это Олег Васильев (друг и соратник Булатова, с которым они вместе многие годы занимались книжной графикой. - "Известия"). Он замечен, но пока еще недооценен.

и: Бразилец Жил Висенте написал десяток полотен, на которых запечатлел воображаемые убийства Джорджа Буша, бразильского президента Лулы да Силвы, нынешнего папы Бенедикта XVI. Все ли дозволено художникам? Допустима ли в искусстве какая-то цензура?

булатов: Внешняя цензура, безусловно, для искусства смертельна. Должна быть цензура внутренняя. Что это такое? Лучше всего сказал Кант: "Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". И этот закон все мы обязаны соблюдать.



Еще из одного интервью:

в: Возможна ли кардинальная переоценка ценностей? "Современное искусство непобедимо, — утверждает известный художник Максим Кантор. — В него вложено уже столько денег, что оно просто не может упасть в цене".

-о: В это я совсем не верю. Время — единственный критерий, который есть и будет. Оно обязательно все расставит по местам. Для времени совершенно безразлично, вложены деньги или нет.

в: Не секрет, что многие современные художники и рисовать не умеют. Но на Западе лелеют индивидуальность.

-о: Индивидуальность в искусстве — в том числе и в русском — всегда ценилась. И ценится. Но сначала надо научиться рисовать — это мое глубокое убеждение. Отказываться можно только от того, что у тебя есть. Меня приглашали читать лекции в Дюссельдорфе — там вообще ничему не учат, уж, во всяком случае, не учат рисовать. Считают, что обучение ремеслу мешает расцвету индивидуальности.

в: Вас когда-то связывали творческие и дружеские контакты с писателем Bлaдимиpoм Copoкиным.

-о: Я, можно сказать, стоял у колыбели его творчества. Он пришел ко мне со своими рисунками, а под влиянием моей картины бросил рисовать и стал заниматься литературой. Сначала мне было очень интересно. Но, когда все явственнее стал проступать его врожденный садизм, который он так пестовал и лелеял, я с ним совершенно разошелся.

в: Вы считаете общим делом российских художников утверждение русского искусства как равноправного в ряду европейских. Что надо для этого делать?

-о: Доказать, что мы имеем право на существование. Не потому, что мы лучше, а потому, что мы другие. Только сейчас во Франции начинают понимать, что Ларионов и Гончарова, прожившие в этой стране всю жизнь в нищете, были замечательными художниками. До сих пор наш авангард 1920-х годов трактуется как десант западной культуры в русское искусство... Единственный, кого здесь признали, — Шагал. Но все равно Западу придется признать, что русское искусство было и есть и представляет собой некое единое понятие. Мои мозги сформированы русской культурой, я целиком ей обязан. И что же мне дурака-то валять и изображать из себя нечто такое, чего нет?

Публикации http://old.russ.ru/authors/bulat.html

Интервью интересные, конечно, но "современное искусство мы поймем спустя 50 лет", но "не то больной жив, не то  он мертв",  но этот внутренний нравственный закон, который вспоминает Булатов похоже, типа "откуда я знаю, куда" и "как плыут облака". Хотя вот от Сорокина Булатов себя отделил твердо.
 К тому же политизированны концептуалисты сильно, даже когда дают 2 бабам посечь 100 кочанов капусты. Впрочем, это все ж лучше, когда 100 дам секут до бесконечности 2 кочана, что бывает еще чаще.  А вообще-то концептуалисты - борцы. Но их арены, такое впечатление, стоят в дремучих лесах современной жизни.
Tags: концептуализм, поп-арт, эрик булатов
Subscribe

  • (no subject)

    -- Народ для разврата собрался! -- Давай, -- кивнул Егор. Михайлыч распахнул дверь... И Егор в халате, чуть склонив голову, стремительно, как…

  • ЦИТАТЫ ИЗ "АМЕЛИ"

    Раньше он был контролёром в метро, компостировал билеты. И вот уже три месяца каждую ночь он встаёт и компостирует вот эти вот мои лавровые кусты. —…

  • (no subject)

    "Вновь сделаться непорочным труднее, чем быть им постоянно, — я познала трудную добродетель" (Марсель Пруст. Исповедь молодой девушки).

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments