sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Час волка

Всё, теперь уже зима, всерьез и надолго. Час волка без конца и края. А может, время «между собакой и волком»?

Именно в это время смертей и рождений люди погружаются в сумеречное, пограничное состояние. Особенно в Скандинавии, самой благополучной части света. Но именно там в зимний период фиксируется больше всего самоубийств. Наверное, потому что у них в городах практически нет снега. Почти полярная ночь, и без снега! с ума можно сойти.

Теперь и нас ждет ночь без снега. И у нас хотят отнять единственную отраду, которую нам в качестве компенсации за вечный холод и грязь, подарила милосердная природа. Вижу пикеты перед мэрией «Верните нам снег!!!» «Руки прочь от снега!» «Мой последний снеговик», и изрядно подтаявший грязноватый бесформерный сугроб с каплей слезы на морковном кончике. Как в том далеком святочном рассказе, то ли Лескова, то ли Григоровича, а может, Салтыкова-Щедрина, ничего не помню, кроме двух иллюстраций: на одной изображен зловещий снеговик с горящими, как фары, глазами и тазом на голове и суковатой палкой вместо руки. А на второй картинке, финальной, тот же снеговик, но растаявший. Тогда, в детстве, зловещий снеговик произвел на меня неизгладимое впечатление, ведь это оксюморон из архетипов, снеговик же должен быть добродушным и смешным, а не зловещим, а то получается какой-то хэлоyин. Так и в фильме Бергмана «Час волка», ничто не предвещало, он художник, она его беременная жена, живут уединенно на острове. Только он не спит ночью, и ей не дает. Рано или поздно в их жизнь начинают вторгаться сущности из другого мира, сначала это просто милые соседи-аристократы из Замка, потом они превращаются в тех самых демонов, которых описывает  Художник в своем дневнике, он их уже видел раньше, и зарисовал и показывает ночью измученной бессонницей жене, он их описывает: обычный экспонат, я думаю, он гомосексуалист, а это старуха, та, которая угрожает, что снимет шляпу, а вместе с ней она снимет лицо, а это худший из них, я его называю Фогельман, Птичник, клюв это у него или просто маска, он невероятно проворен, кажется он родственник Папагено, и другие, птичники, насекомые, плотоядные, особенно Человек-паук, вот он – директор школы, с клювом в штанах… Сартр в одной из своих философских пьес сказал, что ад - это не жаровня, не уголья и пр. Ад - это Другие. Другие, которые, может, ни плохие, ни хорошие, а просто, чуждые тебе, и ты им чужд. Им смешно, когда тебе грустно, им грустно, когда весело тебе. У них совсем другие вкусы, они живут перпендикулярно твоей жизни и невольно вторгаются в нее. А главное, они встают плотной стеной, чтобы навсегда отгородить тебя от своих, это их главная задача. И вот ты живешь, не зная радости искренности, абсолютной искренности, а без абсолютной искренности не может быть ни дружбы, ни свободы.

После того, как Художник показал жене рисунки, эти «экспонаты» стали вторгаться в их жизнь. К ней явилась та самая старуха в шляпе, к нему заехал сосед из Замка (потом он будет ползать по потолку, как паук). В дневнике Художник признается, что болен, а значит, то, что он видит, галлюцинации, а жена, которая любит его и хочет слиться с ним в одно целое, тоже начинает видеть и участвовать в его кошмарах, вернее его кошмары становятся ее кошмарами, такое получается доведение до абсурда мысли о метафизическом единстве супругов. «Правда ли, что старики, которые прожили вместе всю жизнь, начинают быть похожими друг на друга, и в конце концов  у них столько общего, не только мысли, но и их лица принимают общее выражение… Я хочу, чтобы мы вместе с тобой состарились, чтобы мы научились думать мыслями друг друга, а потом, когда наши лица станут маленькими, иссохшими, похожими друг на друга, как две капли воды, что скажешь, ты заснул?». Примерно то же самое говорилось мне про совместную старость в одной скандинавской стране, возможно, это тоже было в час волка.

И тут я опять услышала вой кота, он не дает мне спать уже четвертую ночь, это ужасно, представьте, вы засыпаете, особенно когда болит голова, и вот вы уже чувствуете приятное расслабление, мысли и образы, мелькают и начинают жить в вашем мозгу своей жизнью, и вдруг раздается это садистское «МЯУ!». Он и сейчас орет, во власти своих природных инстинктов, а сейчас, на минуточку, 2.30. В такие моменты я начинаю серьезно замышлять преступление, которое так убедительно оправдывает Чехов: убить, а потом спать, спать, спать... «Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...».
Tags: поток сознания, про кино
Subscribe

  • (no subject)

    Задалась тут вопросом: почему иностранцы (европейцы) не понимают советские реалии. И наоборот, советские люди не только прекрасно понимали западную…

  • (no subject)

    наткнулась на британский сериал "Жизнь на Марсе". К Марсу не имеет никакого отношения, история про попаданца. Вроде бы примитивно, но как прием…

  • кино, вино и домино

    Лучший фильм Оскар 2020 (вручение 25.04.21) Награда в главной номинации премии — «Лучший фильм» — в этом году досталась картине «Земля кочевников»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments