sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

В четверг, и больше никогда (фильм А. Эфроса)

Сын приезжает из Москвы к матери, а может, не только к матери, но и к брошенной беременной от него девушке, а может ни к кому не приезжает, а просто возвращается на пару дней в свое прошлое, чтобы разобраться с самим собой. Удалось ли разобраться? Убить косулю в заповеднике, как-то по-чеховски, удается; театрально посетовать, что не может даже покончить с собой, тоже удается, а вот проводить мать в ее последний путь, самое главное, ради чего он собственно и приехал, не зная еще этого сам, не получается. И девушку, которая любит и которая носит его ребенка, что может, оправдать всю его никчемную жизнь, он прогоняет от себя. А это было главным, ради чего он туда вернулся. Когда его мать умирает на берегу реки, в тот самый момент он с друзьями парится в бане, и в пьяном угаре цитирует нараспев по-церковному Апокалипсис: "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши". Но для него это просто стихи. Он еще не знает, что это приговор. "Знаю твои дела; ты ни холоден ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих..." (кстати, в церкви почему-то эту книгу, хотя она входит в Новый завет, никогда не читают! )
Мне всегда интересно понять этот секрет: ведь, по сути, такие герои, как Зилов (Отпуск в сентябре) или Сергей из "Четверга" (который проецирует всех чеховских лишних людей), чудовищны, они вроде бы творят одно зло на экране. Но почему-то они вызывают сочувствие и симпатию, их безумно жалко, жалко намного больше, чем их жертвы. Сначала я думала, что все дело в аутентичной игре великолепного Олега Даля, но что, что, собственно, он играет? Он играет мучителя, который сам ужасно мучается, и мы видим, что страдания он причиняет себе намного больше, чем окружающим. Потому что от себя уйти невозможно, от того ада, в котором ты живешь. Это так печально и так точно. Когда ты видишь, что вся твоя жизнь бессмысленна, когда к 40 годам окончательно понимаешь, что в тупике, что никак не реализовался, что впереди однообразная череда дней, ведущая к концу, ты всех людей вокруг начинаешь тихо ненавидеть, даже тех, кто вопреки всему тебя еще любит.
Многие люди говорят, что в момент, когда их родному существу (родителям, ребенку, супругу) плохо, они это чувствуют, видят сны. Почему же я, не чувствовала, когда моя мать умирала, почему я в это время, гонимая предчувствием, не мчалась к ней, чтобы помочь или хотя бы быть рядом. А вместо этого я смотрела гоблиновский перевод "Властелина колец" и веселилась, пока мне не позвонила моя тетка и не сообщила. Значит ли это, что я была черствой и безразличной дочерью? Не знаю, не уверена, что все так однозначно. Печально да, но не однозначно. 
Есть, правда, оптимистичное продолжение в Апокалипсисе: 
"Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг... Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу... (Откр.3,14-17, 19-20)
Я не уверена, что была когда-нибудь духовно богата, о материальном богатстве и речи нет, ничего особенного, я одна из миллионов посредственностей, но, с другой стороны, я ведь есть на этом свете. Мое я смотрит из моего тела на этот мир, а значит, я уникальна и тоже избранная, как и все 6 или 7 миллиардов людей. Получается, конечно, слишком пафосно, но иногда это утешает.

PS. Мне кажется, "В четверг и больше никогда" намного сильнее "Возвращения" Звягинцева. И теперь я поняла почему. Я в нем ни с кем себя не идентифицирую. Они мне в общем все безразличны. Этот брутальный Лавроненко, эти закомплексованные подростки, даже эта нелепая гибель.

Tags: про кино
Subscribe

  • Дневник

    Решила наконец посмотреть "мать!" Аранофски. Уже на 15-й минуте подустала от затянувшейся метафоры про Бога. А зачем наши прокатчики назвали фильм…

  • эстонский "класс"

    посмотрела эстонский "класс" (2007) Ilmar'a Raag'a. этот фильм никакого отношения не имеет к фильмам в.г.г. герои вызывают сочувствие. это не…

  • списки

    Диссоциативная фуга - ключ к фильму "Шоссе в никуда" Дэвида Линча. иссоциативная фуга (от лат. fuga — «бегство») — болезнь, характеризующаяся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments