sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

о "Текстуре" для "Петербургского театрального журнала"

Оригинал взят у zenzinich в о "Текстуре" для "Петербургского театрального журнала"
Алексей ЗЕНЗИНОВ
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Послесловие к фестивалю «Текстура 2012». (г.Пермь)

Фестиваль «Текстура» проходит в Перми уже третий раз. Одна из главных интриг этого года — будет ли продолжение в 2013-м. Сменился губернатор, наметились новые контуры культурной политики, и не факт, что фестиваль, который часть пермской элиты рассматривает как экспансию москвичей, будет по-прежнему пользоваться поддержкой власти. В итоге вроде бы были получены заверения, что «Текстура» Пермскому краю нужна, что к этому опыту присматриваются другие регионы и необходимо развивать его дальше… Пермь, — бесспорно, место силы, которое притягивает к себе людей активных, открытых времени и непугливых, так что в любом случае режиссёры, драматурги и сценаристы приезжать сюда будут.


«Текстура» — пространство художественных исследований. На нынешнем фестивале главной темой анализа стало насилие — в самых разных его проявлениях. Хрупкости детства, беззащитности подростка посвящены два фильма кинопрограммы — «После Люсии» Мишеля Франко и «Сломленные» Руфуса Норриса. В первом случае мы видим мексиканский римейк классического советского фильма «Чучело», историю, когда героиню травят одноклассники, с гораздо более жестоким финалом. Во втором мир испытывает на прочность характера и силу доверия близким одиннадцатилетнюю девочку, а параллельно, в соседнем доме, акт за актом, разыгрывается трагедия обыкновенного безумия. Сценарий «Корпус 8» (авторы Роман Артемьев и Всеволод Бродский) — погружение в кошмар повседневного бытового зла, изнанка маргинальных городских задворок, он фиксирует невозможность привычных способов взаимодействия с теми, кто понимает только язык принуждения. Пьеса Дениса Ррова «Четверг» — психологическое подполье матери подростка, ставшего серийным убийцей по прозвищу Стасик СС. Пьеса Марины Крапивиной «Болото» — отрицание традиций великой русской литературы, наделявшей душегубцев и злодеев способностью к рефлексии и готовностью каяться; в «Болоте» нет героев, способных не то чтобы к очищению, а хотя бы к пробуждению беспробудно отключенной совести. И, наконец, фильм «Жить» Василия Сигарева — три новеллы о попытках живых воспротивиться необратимости смерти, гимн холодной красоте сопротивления небытию, картина, снятая на пределе отчаяния и любви.

Баланс между надеждой и тьмой явно не в пользу надежды. Авторы, что ли, такие бессердечные, любители беспросвета и безнадёги? Или мир вокруг перестал реагировать на сигналы, посылаемые прежними носителями истины, отключил систему координат гуманизма и вырабатывает, сам по себе, не прислушиваясь ни к каким авторитетам, новые этические правила? Мне кажется, такое объяснение ближе к истине; на заключительной дискуссии фестиваля говорили о том, что в обществе нет единой этики, нет общепризнанных базовых установлений. Мораль художника ничем не лучше морали чиновника, у них только эстетические воззрения разные, у одного модернистские, у другого патриархальные, но в различении добра и зла оба шатки и непоследовательны. Один из лучших фильмов фестиваля, работа Андрея Грязева «Завтра» — объективная картина жизни и борьбы участников арт-группы «Война», точное следование принципу сформулированной драматургом и режиссером Михаилом Угаровым «ноль-позиции», когда у художника изначально нет отношения к объекту, а образ формируется в процессе фиксирования. Видеодневник — документ беспристрастный: от акции до акции, от перевернутой полицейской машины до рисунка на мосту меняется только количество набранных бонусов, «Война» попадает в топ новостей, а ребенок участников группы, маленький Каспер, превращается в инструмент воздействия на аудиторию (сцену, когда мальчика несут на демонстрацию, под дубинки, невозможно смотреть без стыда за его родителей).

Кинопрограмма «Текстуры» на этот раз была гораздо интереснее и сильнее программы театральной. Объяснения могут быть разные: получить копию фильма зачастую проще, чем организовать выезд театра; ярких режиссёрских работ по современной драматургии меньше, чем авторских высказываний в кино; круг отборщиков слишком узок и пристрастен… В любом случае, современность на сцене (за редкими исключениями) оставляла привкус дня вчерашнего, а для фестиваля, который позиционирует себя как ориентир в реальном мире, смотр актуального искусства, такой оттенок опасен, если не губителен.
Tags: пресса
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments