sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Category:

лесбийское "Легкоe дыханиe" (про читку Пряжкo)

Проще всего писать отрицательные рецензии. "А вы вот полюбите нас черненькими". Что ж, попытаюсь. Была сегодня на читке Павла Пpяжкo "Лeгкое дыханиe". Интересно было побывать, я ведь первый раз на таком мероприятии. А фестиваль "Любимовка" идет уже вовсю. Народу было довольно много, среди них узнаваемые лица, в том числе модные молодые и не очень драматурги-новодрамовцы. Читка началась с опозданием, поэтому одни нервно курили, другие тусовались, третьи, как я, просто стояли, обнимая себя за локти, дабы скрыть одиночество. Одним словом, все чего-то ждали. Ну, я-то человек темный, поэтому знала только, что вроде как этот автор приобрел уже известность пьесой "Жизнь удалась" про одноклеточных или городской планктон, как сейчас модно говорить, есть еще офисный планктон.
Ну, думаю, это понятно, вроде как ниша однополой любви, особенно среди женщин, у нас пока сильно не занята. Однако сегодняшняя пьеса с бунинским названием тоже оказалась не то чтобы про лесбиянок, а скорее все про тот же планктон.
Тем не менее провокативность ориентации персонажей сделала свое дело. Публику привлекло. А пьеса сама, как затем справедливо отметила Нина Зархи во время обсуждения, в общем-то не об этом, и никто бы не заметил, если бы автор убрал из ремарок многократное указание на ориентацию персонажей, да и сцена в постели могла бы быть обыкновенной гетеро-, так сказать, сексуальной, что тоже никакого дополнительной коннотации не внесло. Впрочем, о чем пьеса, похоже, никто так и не понял толком, даже один из организаторов читок Михаил Yгаpoв, но его, как он оптимистично признался это даже радует.
Одним словом персонажи это две молодые лесбиянки и две опытные. Одна из них побывала на зоне, что становится поянтным из реплик. Взаимоотношения тоже как на зоне - иерархия. И так далее и так далее. Впрочем действия никакого не происходит. Какая-то вялотекущая убогая тусня этих девушек с трудным детством, конечно, с папами и дядями, умершими на кухне от водки и т.д. и т.п. Ну и опять никого не жалко. Очень подробные, ультрапсихологические ремарки, что удивило одну актрису, которую я, к сожалению, не разглядела из-за спин. Поскольку актриса слабо себе представляет, как можно будет срежиссировать такие ремарки. Они не столько технические, сколько экстралингвистические - то есть когда много зависит от интонации произнесения ремарок.
Но самое главное, что для меня так и осталось непонятным, это при чем тут легкое дыхание. Кроме имени Ольга одной из героинь ничто не напоминает об отсылке к Бунину, даже нет пресловутой ретроспективной композиции, которой, кстати, довольно умело воспользовался в одной из своих пьес (а может, не в одной, кто его знает) Ю. Kлавдиeв. 
Да и вообще с композицией у Пряжкo в этой пьесе вообще как-то неважно. Как-то все распадается. Некий один день девушек-лесбиянок. Встретились, поговорили, даже без чернухи. Никто никого не изнасиловал бутылкой, никто никого не побил, так - немного попрессовали по-детски, вернее чисто по-женски типа "ты замуж-то после отсидки вышла?".
"да нет, я уж тогда года4 замужем была" - а, ну да". типа засветила подругу перед другими, что она в тюряге была, а то мы бы, зрители, вместе с персонажами этого не поняли. Что же там все-таки интересного. Так нельзя, ну нет, так нельзя, опять ругательное какое-то эссе получается. Все-таки есть. Довольно документальные диалоги, как будто автор в шапке-невидиске сидел и подслушивал с диктофоном в руках сутками в каком-нибудь филевском или битцевском или на чистых прудах. И юмор такой уличный в репликах присутствует, поскольку несколько людей в зале довольно часто и громко смеялись.
Для меня это каждый раз как тайна, все-таки интересно заглянуть в творческую лабораторию, как им это удается! Вот так как-то пока. Посмотрим, если увидим, на спектакль.
Tags: Эссе, новая драма, театр.док
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments