sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

еженедельник DzD.ee о премьере "Ставангера" в Новом театре (Таллин)

Оригинал взят у zenzinich в еженедельник DzD.ee о премьере "Ставангера" в Новом театре (Таллин)
Как Ирина променяла русское шило на норвежское мыло

«Новый театр» открылся спектаклем «Ставангер» по пьесе Марины Крапивиной в постановке московского режиссера Юрия Муравицкого, три недели назад получившего «Золотую маску» в номинации эксперимент. Постановка «Ставангера» – тоже своего рода эксперимент: как наша публика примет спектакль по т.н. «новой драматургии», с которой знакома лишь выборочно, по редким приездам «Театра.doc»?

Коллизия известна со времен «Интердевочки». Молодой русской женщине обрыдла жизнь на расхристанной и неприветливой родине, она хочет слинять в благополучную (хотя и скучноватую) скандинавскую страну и найти там личное счастье с несколько потрепанным, но вроде бы надежным мужчиной. Естественно, вписаться в непривычный быт, перестать чувствовать себя чужой, девушке не удается…


Несмотря на то, что Запад сегодня переполнен молодыми и энергичными женщинами из бывшего совка, которые, вроде бы, неплохо пристроены, история эта воспринимается и как притча, и как фото с натуры, а зал узнает в ней если не факты своей жизни, то ощущения: кого, в конце концов, в наши дни не прикладывали жестоко фейсом об тейбл?

Женский взгляд Марины Крапивиной

Ирина (Алина Кармазина) – журналистка, она состоялась как профессионал, но не состоялась в личной жизни. Муж Николай (Александр Кучмезов) – инструктор. Они познакомились, когда он обучал женщину водить машину. Брак их – явный мезальянс: высоко ценящая свою карьеру интеллектуалка и простой мужик, который валяется на диване, тупо щелкает выключателем торшера, не хочет ходить с Ириной в гости, потому что от высоких материй, обсуждаемых в ее кругах, у него раскалывается голова. Они давно друг другу чужие, детей нет; все их общение – сплошная перебранка, и диалог этот звучит узнаваемо: в наши дни люди вообще постепенно утрачивают умение общаться словом, наступает отчуждение – с когда-то любимым человеком уже не хочется говорить.

Подруга, которая давно живет в Норвегии, советует Ирине: «Найди ты себе нормального мужика. В России их не осталось. Под лежачий камень вода не течет». Во Всемирной паутине 34-летняя Ирина отловила 38-летнего норвежца Одда из провинциального Ставангера.

Но так как пьеса написана женщиной, явно нелестно думающей о мужчинах как таковых, то норвежский друг Ирины Одд (Сергей Фурманюк) тоже не может быть назван нормальным мужиком. Более того, если отечественный Николай раздражал тупостью и ленью, но психически был вполне здоров, то Одд (работающий, кстати, в школе для детей с недостатками умственного развития) закомплексован, депрессивен и явно с проблемами в психике. И вообще – если верить автору – мужчины деградировали настолько, что найти «качественного» спутника жизни даже очень яркой женщине – все равно, что выиграть в лотерею джек-пот.

Пьеса сама по себе берет зрителя за душу потому как жизненная. Она сделана в той же манере, в которой сделаны спектакли «Театра.doc», т.е. классическая композиция драмы забыта напрочь: пьеса слеплена из коротких эпизодов. Автор выкладывает все свои карты на стол слишком рано, и где-то с середины новые эпизоды только подтверждают уже сказанное. Какие-то события вроде происходят, но действие стоит на месте… Документальной драме это прощается. Но «Ставангер» – не документальная драма, и слабость техники письма неизбежно создает проблемы для режиссера и актеров.

Постановщик и актеры спасают драматургию

Юрий Муравицкий и труппа (Алина Кармазина, Сергей Фурманюк, Марина Малова, Александр Кучмезов, Анна Маркова, Дмитрий Симагин) со всеми этими проблемами справляются блистательно. Бедность и некоторая невнятность драматургии не прячется, а дерзко выставляется напоказ как некое новое слово. Перед каждой картиной на стене зала Канутской гильдии возникают титры, сообщающие, где и что будет происходить – как у раннего Брехта. Оформление (группа Redhaus) сведено к неизбежным в каждой квартире предметам-символам: дивану с торшером, холодильнику, низкому журнальному столику (которым Одд очень дорожит, хотя это – плексигласовое барахло, правда, эксклюзивное) и унитазу. Последний образчик сантехники в наши дни очень популярен среди сценографов: если спектакль по-современному крут и резок, без унитаза никак не обойтись.

Но вернемся в «Ставангер». Расплывчатые видеокадры, которые тоже довольно плохо различимы на неприспособленных для этого стенах старинного зала, – хороший прием. Они соответствуют расплывчатости пьесы, но при этом создают ощущение какого-то странного, непонятого мира, в который оказалась вброшенной Ольга. А ансамбль «Ольгаклёшъ», исполняющий старые шлягеры («У природы нет плохой погоды…», «Летящей походкой ты вышла из мая» и пр.) как раз намекает на то, что за четверть века изменилось все вокруг нас, но мы не успели. Хотя вовсю пользуемся Интернетом и принимаем его виртуальную реальность за настоящую.

В виртуальной реальности Одд – романтик, способный покорить женщину, внушить ей надежду. Первый монолог Одда (письмо к Ирине) Сергей Фурманюк читает великолепно: в нем столько искренности, столько веры в каждое произнесенное слово, интонации и модуляции голоса удивительно точны, тембр меняется именно там, где это должно совершенно неотразимо действовать на женщину. И тем неожиданнее первое появление Одда в реальном мире: преувеличенная бодрость, за которой скрывается дикая неуверенность в себе и вопрос: зачем, собственно, я вызвал эту женщину в Норвегию?; какая-то детская вязаная шапка с помпонами…

Жестоко и талантливо

Зажатость Ирины, на которую Алина Кармазина только слегка намекала в сценах в Москве, с Николаем, которая там могла сойти за постоянную необходимость сдерживаться, чтобы не выплеснуть всё раздражение, здесь переходит в другую, чем у Одда, но не менее сковывающую неуверенность в себе, растерянность… Ее жизнь с Оддом в чем-то становится зеркальным отражением жизни с Николаем, только теперь ей не хочется ходить в гости к друзьям своего бойфренда, которые относятся к ней как к чему-то экзотичному и опасному. Секс с Оддом не приносит радости, их первый вечер в постели – одна из самых смешных и антисексуальных сцен, какие только можно придумать, нечто похожее я видел только в фильме Кирилла Серебрянникова «Изображая жертву». А потом выясняется, что Одд, вдобавок к прочим своим достоинствам, еще и мазохист. Вместо настоящего мужчины Ирина заполучила параноика. Но этот страх – не просто болезнь; это ужас человека перед реальным миром, уютно устроиться в котором не удается обоим героям.

Актеры, пришедшие кто из Русской театральной школы, кто из Русского кукольного театра, играют прекрасно. Сергея Фурманюка я всегда считал очень талантливым актером и был убежден, что Русский театр напрасно расстался с ним. Насчет Александра Кучмезова уверен не был, он очень хорошо начинал после прихода из Школы-студии МХАТ, но затем как-то увял. Но здесь, в роли Николая, он чрезвычайно убедителен.

Марина Малова, которая была гротескной анекдотической блондинкой в «Секс-комедии в летнюю ночь», агрессивную Агнесс (бывшую девушку Одда) сыграла так, что чувствуется исходящая от этой женщины устрашающая волна холодной ненависти. Анна Маркова в роли обосновавшейся в Норвегии подруги дает понять, отчего русские девушки пользуются на Западе сомнительной репутацией. Дмитрий Симагин в ролях одного сумасшедшего и двух плохих мальчиков очень разный – и все его герои понятны.

Из двух вариантов финала режиссер выбрал более жесткий. Спектакль жесток – как жестока сама жизнь. И талантлив. «Новый театр» продюсера Наташи Маченене прекрасно начал свою новую жизнь (раньше он существовал как «Другой театр») в Таллинне. Ниша для него есть, публика, думаю, найдется – на премьере зал выглядел очень «молодежным».

Борис Тух
Tags: пресса
Subscribe

  • (no subject)

    не трубная площадь, а трудная площадь. и трупная площадь.

  • (no subject)

    вчера выступила на слэме в БП. прочитала "девчонку у мангала" и "я вас так любила". девчонку хорошо воспринимали, смеялись, слушал, затаив дыхание и…

  • Нина Искренко

    ШАРЫ 1 Голова имеет форму шара Это и приятно и пристойно Но и жопа ведь имеет форму шара Стало быть и в жопе есть кураж и тайна Голова имеет форму…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments