sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

полное интервью для мk-эcтoния (без сокращений)

вопросы задавала Лиaнa Тypпакoвa (MК-эcтoния)

О чем пьеса? Как возникла идея написания пьесы? Это реальная история?

- Мне кажется, этот текст о тотальном разочаровании, о том, что от себя уйти нельзя, о ложных иллюзиях, о несовместимости биологической успешности и внутренней гармонии. Но автору всегда трудно объяснять, о чем он написал. Текст уже мне не принадлежит, режиссер и зритель может найти самые неожиданные смыслы, о которых я и не подозреваю. Что касается реальности истории, знаете, этот вопрос самый распространенный. У меня как у автора есть свой уникальный опыт, но что реально, а что вымышлено - это уже часть авторской кухни. И если зритель решит, что это реальная история, пусть так и будет.

Реальные письма? Существует ли в пьесе любовь?

Я уже частично ответила на этот вопрос. Пусть это останется частью интриги. Скажу только, что ничьей интимной переписки я не обнародовала. Мне кажется, любовь существует, но не там, где ее ищет героиня. Она, можно сказать, лежит у нее под ногами. Но опять же, я еще не видела интерпретации режиссера, возможно, у режиссера будет свой ответ на этот вопрос.

Тема существует давно, вы первая, кто написал об этом пьесу для театра?

Честно скажу, специально я не исследовала этот вопрос. По-моему, на тему эмиграции и эскапизма есть масса фильмов. Не могу сейчас вспомнить названия, но точно есть. Документальных историй, пожалуй, даже больше. Для многих брачных агентств и дэйтинговых порталов это давно прибыльный бизнес. Выйти замуж за иностранца часто становится самоцелью. Русским женщинам кажется, что чем благополучнее страна, тем прекраснее принц, которого они встретили. Но нередко даже за внешним благополучием скрывается ад одиночества.

Как вы думаете, почему работает знакомство по интернету?

Знакомство по Интернету анонимно. Ты можешь показать фотографию 10-летней давности, подправленную в фотошопе, представить себя в максимально выгодном свете. И потом здесь есть элемент игры, безответственность. Виртуальный флирт ни к чему не обязывает. А потом возникает иллюзия взаимопонимания, некоторые так и не выходят из виртуального пространства. А кто выходит, просто начинает узнавать объект интереса с новых неожиданных сторон.

Вы лично были в Ставангере? Жили там? Если да – какое впечатление произвел город на вас? Норвегию многие считают раем на земле. Вы согласны с этим утверждением?

Я бывала в Ставангере, у меня там есть друзья, приятели и среди русских, и среди норвежцев. Жила я там недолго. Была не только в Ставангере, но и в Осло, в Бергене. Ставангер замечательный город, по сравнению с зачумленной Москвой, это чистый город для людей. Малоэтажный, малонаселенный, спокойный, размеренный, ровный. Рай на земле в принципе невозможен, но качество жизни в Норвегии, конечно, высокое. Здесь, в России, Скандинавия, да и любая либеральная западная страна выглядит как рай. Но человек привыкает ко всему и личное счастье не зависит напрямую от качества жизни.

Почему тысячи русских девушек отправляются за заморскими женихами? Что ими движет?

Женщина так устроена, что ищет комфорта, для себя и для своего эвентуального потомства. И это для женщины естественно. Она ищет лучшей доли. Особенно, если приходится жить в депрессивном регионе, а таких в России, к сожалению, большинство. И работы в таких регионах нет. Поэтому по большому счету для многих девушек, особенно знающих хотя бы один английский, нет разницы, куда уехать – в российский мегаполис или за границу. Смотря откуда и куда уезжать.

Разница в ментальности способна разрущить семейное счастье? Или нужно наступать на горло собственной песни ради каких-то иллюзий? Возможна ли полная адаптация в чужой стране? А нужна ли она?

Я знаю людей, которые уехали, выучили язык, родили там ребенка или не родили, но все равно интегрировались в той или иной мере. Чтобы более полно ответить на этот вопрос, надо в полной мере обладать таким опытом, это как выйти замуж. Только замужняя женщина может рассуждать, стоит это делать или не стоит. Это очень индивидуальный опыт. Те, кого знаю я, регулярно навещают в России своих родных и языка не забыли. Опять же в том же Ставангере есть комьюнити русских эмигрантов, в основном это, конечно, русские жены. Но некоторые со временем развелись или трагически потеряли своих мужей, а жить там продолжили, нашли работу, получили новое образование, профессию, нашли опять спутника жизни или не нашли. Все по-разному, как и везде.

Что составляет женское счастье?

Хороший вопрос. И скорее из серии риторических. Наверное, мой ответ будет банальным. Человеку, и женщине и мужчине, свойственно желать и сожалеть о том, чего у него в жизни нет. Для одних весь смысл жизни в отношениях, для кого-то стать матерью, кто-то мечтает просто о нормальном быте, комфорте, материальном достатке и добивается этого, кто-то нацелен на карьерный рост, одним словом все реализуют себя как могут. Но любая цель утрачивает свою притягательность, когда вы ее достигли. Счастье самая непостоянная величина. Наверное, секрет счастья в благодарности. Есть такая хорошая краткая молитва: благодарю тебя, Господи, за то, что у меня есть и трижды благодарю тебя за то, чего у меня нет.

Где современной женщине познакомиться с мужчиной?

В транспорте. Шутка. На самом деле люди знакомятся где угодно: на работе, на отдыхе, на улице, в метро, в Сети, на кладбище. Я познакомилась со своим будущим мужем на работе, моя подруга - в ресторане, кстати, с иностранцем, и оказался приличный человек. Другая подруга – в том самом Интернете. Всё индивидуально и универсальных рецептов нет. Можно в кабаке найти принца, а в библиотеке напороться на психопата. Просто, мне кажется, нужна внутренняя свобода и не бегать искать, а заниматься каким-то делом, жить своей жизнью, развиваться, стать самодостаточной личностью, а к таким людям тянутся, как к магниту.

В каком возрасте проще всего найти себе пару?

Сложный вопрос. Здесь все дико индивидуально. Это, наверное, психологи могут советовать. Ну, наверное, это зависит от целей человека. И мне кажется, самоцель найти себе пару сужает эти поиски. Ты можешь специально никого не искать, а он или она сам найдется. Просто надо быть самой собой. И еще мне кажется, хорошо, когда людей объединяет что-то, какое-то дело, какое-то увлечение. Тогда есть возможность раскрыться, не зацикливаясь на поисках.

В Москве одно время я видела машину с надписью на заднем стекле «Ищу мужа» и телефон Иры.

Я встретилась с этой девушкой. Она рассказала свой подход. Основная идея: если мужчина может не скрывать активные поиски жены, то женщине не пристало говорить об этом во весь голос. Что думаете по этому поводу?
Наверное, такая открытость тоже имеет право на уважение, но я пока не встречала мужчин с транспарантами «Ищу жену». Мне кажется, это может отпугнуть. Это же не холодильник выбирать. Любой человек, мне кажется, будет внутренне сопротивляться, если априори будет ощущать себя неким объектом. Я бы к такому человеку не подошла на пушечный выстрел или здесь расчет на игру, любопытство, это может заинтересовать человека с авантюрным складом характера.

Женщине легче в жизни, чем мужчине? Роль женщины в жизни мужчины?

Не думаю, что это зависит от пола. И потом что значит легче? С чем сравнивать. В чем-то легче, в чем-то сложнее. Женщинам не надо служить в армии, но женщине надо успеть родить в репродуктивный возраст. Еще зависит от страны, от традиций. Где-то есть сексизм, дискриминация по полу, где-то этого нет. Роль женщины… это как-то для меня немного пафосно звучит. Женщина это же не приложение к мужчине, это в консервативные эпохи роль женщины ограничивалась тремя К: кирхен, киндер, кухен. Сейчас закрепленных гендерных ролей, по-моему, не существует. А сказать, что женщина должна быть хранительницей очага, быть матерью, радовать мужчину своей красотой как-то уж совсем архаично.

Что делать, если в 30 или 40 лет понимаешь, что жизнь не удалась?

Никогда не поздно начать все сначала. Даже в более старшем возрасте. Бывает, что человек себе просто шанса не давал раскрыться в чем-то. Да и что такое «жизнь удалась»? Помнится, в начале 90-х был такой концептуальный плакат с этим жизнеутверждающим девизом, написанным черной икрой на фоне красной икры. Есть замечательная пьеса Павла Пряжко с таким же названием. Пока мы живем, мы в процессе, и удачи и неудачи неизбежно сменяют друг друга. В этом суть самой жизни. Главное не утратить интерес к жизни. А жизнь всегда полна неожиданностей или, как сказал герой пьесы Вампилова, «жизнь милосердна».

Для многих русских женщин важно наличие рядом с собой хоть какого, но существа в штанах. Его человеческие качества не рассматриваются вообще. Почему так менно у русских? Откуда такое отчаяние? По поводу фильма, и по поводу такой оценки? Есть масса фильмов про бедную девушку, которая, образно говоря, гуляет по Рублевке, встречает принца на Белом коне, и все счастливы в итоге. Как вы думаете, такие, лакирующие действительность фильмы, лучше так называемой чернухи или хуже?

Это вы хорошо сказали про штаны. Действительно, часто русские женщины видят весь смыл жизни в отношениях и свою реализацию не мыслят без мужчины. Нередко это оборачивается трагедиями. Как, например, в недавно нашумевшем брянском деле. Это какая-то предопределенная виктимность. И еще мне кажется причина такого стремления кроется в инфантильности, в желании переложить ответственность на некого супермена. Но это иллюзия, чаще всего виктимной женщине попадается домашний тиран и в таком союзе есть что-то болезненное. А создатели киномелодрам проецируют эти инфантильные ожидания целевой аудитории. Есть и качественные мелодрамы, как, например, «Москва слезам не верит», где как раз, хоть и в идеализированном контексте, но представлен тип сильной женщины, которая заслужила своего принца на белом коне. В современных мелодрамах идеальный мужчина сваливается с неба. Чернуха это вообще-то журналистский штамп, у которого очень размыты понятия. Интересно смотреть фильмы, в которых, герои помещены в невыносимые условия, но неожиданно в них проклевывается любовь и они спасают друг друга. Трудно сходу привести пример, но вот почему-то вспомнился фильм братьев Дарденнов «Розетта» или экспериментальный фильм Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я люблю тебя», сплошь основанный на документальных историях самих исполнителей ролей. Там все изъясняются только матом, но это фильм о любви и очень светлый, хотя на первый взгляд жесткий.

Почему мы, женщины, мечтаем о принце, оторый решит все наши проблемы одним махом, но сами не хотим порой ничего делать, чтобы быть счастливыми?

Как я уже сказала, хочется переложить с себя ответственность. Наверное, истоки этого кроются в каком-то первобытном представлении о гендерных ролях, о пассивной роли женщины, но мне кажется, это меняется. Эти роли девочки с детства наблюдают в своих семьях. Стереотипы трудно ломать. В России просто позже, чем в Европе, случилась сексуальная революция, но мы их догоняем.

Сейчас по Первому каналу идет сериал «Краткий курс счастливой жизни». Мне интересно. Моим подругам в России нет. Они говорят, зачем сидящему в дерьме человеку напоминать еще раз, что он сидит в дерьме? Что вы думаете...

Честно скажу, я видела две или три серии. Что-то схвачено очень точно и выпукло, гротескно представлено, может, так и надо. Но с другой стороны, опять вся жизнь сводится к одной схеме – все, и семейные и одинокие, и мужчины и женщины, думают только об отношениях, они толком не работают, офис это такой женский клуб, мужчины там тоже исключительно представлены как сексуальные партнеры. Конечно, возможно, у авторов было целью показать только эту сторону жизни, более выпукло. Им это удалось. Но если зрители почувствовали какой-то дискомфорт от этого сериала, то это даже хорошо, в этом, я думаю, его задача. Другое дело, что люди в России привыкли к терапевтическому телевидению, хочется быть вечно «в гостях у сказки». Но кто сказал, что кино должно только развлекать и успокаивать?

Женщины на Западе, особенно в Скандинавии, грубее, сильнее, самостоятельнее мужчин. Это нормально? Не теряет ли общствео какие-то вечные ценности при таком раскладе?

Насколько я знаю, Скандинавия это регион, в котором сильны феминистские традиции. Я не сильна в теории феминизма, но думаю, что любая борьба за равноправие, в данном случае за равноправие полов, на первом этапе приводит к определенным перекосам. Это естественно. И хотя, по сравнению с Россией, где феминизм так и не получил развития и скорее носил всегда формальный характер, на Западе он реально изменил женщин. И все равно, я думаю, это первый этап, потому что тысячелетиями человечество жило при патриархате, при котором женщине традиционно отводилась роль такого домашнего красивого животного, ублажающего мужчину и освобождающего его от домашней рутины. Последние сто лет женщины в либеральных странах стараются сломать этот вековой стереотип, неизбежно в некоторых случаях перегибая палку. Период смены традиционного уклада болезнен и, возможно, мужчины, утрачивая свою доминирующую функцию, начинают утрачивать маскулинные свойства, а женщины, наоборот приобретают их. Но мне кажется, в конце концов они договорятся. В этой борьбе есть свои плюсы. Например, в Исландии введен запрет на стриптиз, который превращает женское тело в объект продажи, женщину позиционирует как продукт. В России пока даже намека нет на осмысление этого как оскорбления человеческого достоинства. Но женщины сами должны осознать унизительность подачи себя как товара. В Скандинавии, как нигде, это осознание пришло.

Расскажите о себе. Ка вы пришли в драматургию?

Я пришла в драматургию неожиданно для себя. Работала редактором клиентского издания, потом ушла на договор в другой журнал, и тут грянул кризис и все стали закрывать непрофильные активы. Так я окончательно осталась без работы. Но решила не бежать менять шило на мыло, а как-то передохнуть, поискать себя. Случайно узнала об открытом спецкурсе в РГГУ «Новая драма», заинтересовалась новой драмой, стала ходить в Театр.док, Центр драматургии и режиссуры, другие площадки, где ставили современные пьесы. До этого я потеряла интерес к традиционному театру, он мне казался слишком архаичным. Стала читать новые пьесы, и появилась потребность высказаться самой. Узнала о драматургическом конкурсе «Премьера». Написала две пьесы и отослала. К моему удивлению, одна из них, монопьеса, попала в шорт-лист. Пришла на читки пьес, стала знакомиться с единомышленниками. Узнавать о других конкурсах: Любимовка в Театре.док, Евразия (Екатеринбург), Свободный театр (Минск), посылать туда свои тексты. И как-то мне везло с шорт-листами.

Какой у вас личный опыт общения с мужчинами?

У меня чудесный опыт, мне с мужчинами везло. Мужчина может много дать женщине. И женщина мужчине. Если они не будут рассматривать друг друга только как сексуальные объекты.

Почитала о ваших других пьесах. Как-то все достаточно безрадостно. Почему? Какие из них автобиографичны?

Я бы не согласилась с формулировкой. Я стараюсь высказываться на тему, которая меня волнует, с проблемой, с которой когда-то мне тоже довелось столкнуться в той или иной мере, и как бы эту травму проговорить, мне кажется, в этом вообще предназначение и смысл искусства – в проговаривании травм, социальных страхов и ошибок. Как сказал Дюрренматт, драматург может бросить зрителя в объятия реальности, но он не может заставить его преодолеть действительность. А действительность, как показывает жизнь, бывает намного страшнее, чем пространство пьесы. Но если зритель увидит в чужой истории свою уникальную, это помогает взглянуть на ту же ситуацию с какой-то новой стороны. Кто-то отворачивается от этого и предпочитает смотреть успокоительные сериалы, а кто-то имеет мужество идти к тому, о чем в принципе знать нельзя, как сказал Мамардашвили, потому что это может обернуться древним ужасом, который и есть ужас реальности. Я, по крайне мере, пытаюсь шаг за шагом, идти этим путем. Он интереснее, хотя и страшнее.

Ваши пьесы показывали в Америке? Как вам американская публика?

Американская публика очень восприимчивая, благодарная, у меня там была представлена довольно мрачная пьеса, монолог дочери, у которой умерла мать от алкоголизма. И вот ко мне потом подходили люди, американцы, и говорили, что это очень типичная американская история, а кому-то это напомнило личную трагедию, для них это стало проговариванием их историй и они благодарили за это.

Что за жанр – читка?

Читка это, действительно особый жанр, а не просто рабочий разбор пьесы, как принято считать в традиционном театре. Бывают такие пьесы, которые даже больше раскрываются в читке, чем в спектакле. Это некая презентация пьесы и возможность сделать режиссеру эскиз спектакля. Представить на суд публике текст. Нередко после читок проходят обсуждения пьесы, и автор даже что-то дорабатывает. Такой work-in-progress позволяет увидеть недочеты в тексте, увидеть реакцию публики. Но публика от этого процесса получает удовольствие, в процессе читок очень сильна обратная связь, здесь нет продавца и потребителя товара, здесь скорее сотрудничество.

Расскажите о проекте «Руссие, они такие»...

Это документальный проект, в основу которого положена техника вербатим, которая предполагает отказ от художественного вымысла и привлечения литературного материала. Материалом для пьесы становятся глубинные интервью с представителями разных страт, социальных групп, и соответственно они же становятся прототипами такой пьесы. В нашем случае объектом для исследования стали русские, живущие в Эстонии, где они живут в качестве национального меньшинства, а не титульной нации, как в России. Работа над текстом продолжается, могу только сказать, что в процессе интервьюирования я узнала для себя много нового и в какой-то степени эта работа помогла преодолеть собственные стереотипы. Наш взгляд сродни взгляду пришельцев и в чем-то может показать под неожиданным ракурсом привычные представления жителей Эстонии о них самих. Наша задача была дать высказаться полностью, не направляя ни в какое русло эти потоки сознаний, и в этом вербатим принципиально отличается от журналистского интервью. Расшифровка интервью со всеми оговорками и даже косноязычностью живой речи составляет канву и диалоги документальной пьесы. Мы как авторы не делаем никаких выводов, мы только даем возможность высказаться разным людям о том, что их волнует. Выводы будут делать зрители.

А какие русские, по-вашему?

Русские разные. Я, например, только в Эстонии поняла, что хамство не является национальной чертой русского характера. Я увидела русских, которые уважают себя и других, которые сохраняют свою идентичность, но вместе с тем способны к переменам. И мне это дает надежду, что в России тоже что-то, наконец, изменится.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments