sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

гротеск (и преобразование действительности)

Оригинал взят у maniclemon в гротеск (и преобразование действительности)

 ... Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения,
незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и
становления. Отношение к времени, к становлению - необходимая конститутивная
(определяющая) черта гротескного образа. Другая, связанная с этим
необходимая черта его - амбивалентность: в нем в той или иной форме даны
(или намечены) оба полюса изменения - и старое и новое, и умирающее и
рождающееся, и начало и конец метаморфозы.
 Лежащее в основе этих форм отношение к времени, ощущение и осознание его,
на протяжении процесса развития этих форм, длившегося тысячелетия, конечно,
существенно эволюционирует, изменяется. На ранних ступенях развития
гротескного образа, в так называемой гротескной архаике, время дано как
простая рядоположность (в сущности, одновременность) двух фаз развития начальной и конечной: зимы - весны, смерти - рождения. Движутся эти еще
примитивные образы в биокосмическом кругу циклической смены фаз природной и
человеческой производительной жизни. Компоненты этих образов - смена времен
года, обсеменение, зачатие, умирание, произрастание и т.п. Понятие времени,
которое implicite содержалось в этих древнейших образах, есть понятие
циклического времени природной и биологической жизни. Но гротескные образы
не остаются, конечно, на этой примитивной ступени развития. Присущее им
чувство времени и временной смены расширяется, углубляется, вовлекает в свой
круг социально-исторические явления; преодолевается его цикличность, оно
подымается до ощущения исторического времени. И вот гротескные образы с их
существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся
основным средством художественно-идеологического выражения того могучего
чувства истории и исторической смены, которое с исключительною силою
пробудилось в эпоху Возрождения.
 Но и на этой стадии своего развития, особенно у Рабле, гротескные образы
сохраняют своеобразную природу, свое резкое отличие от образов готового,
завершенного бытия. Они амбивалентны и противоречивы; они уродливы,
чудовищны и безобразны с точки зрения всякой "классической" эстетики, то
есть эстетики готового, завершенного бытия. Пронизавшее их новое
историческое ощущение переосмысливает их, но сохраняет их традиционное
содержание, их материю: совокупление, беременность, родовой акт, акт
телесного роста, старость, распадение тела, расчленение его на части и т.п.,
во всей их непосредственной материальности, остаются основными моментами в
системе гротескных образов. Они противостоят классическим образам готового,
завершенного, зрелого человеческого тела, как бы очищенного от всех шлаков
рождения и развития.


 Среди знаменитых керченских терракотов, хранящихся в Эрмитаже, есть,
между прочим, своеобразные фигуры беременных старух, безобразная старость и
беременность которых гротескно подчеркнуты. Беременные старухи при этом
смеются. Это очень характерный и выразительный гротеск. Он амбивалентен;
это беременная смерть, рождающая смерть. В теле беременной старухи нет
ничего завершенного, устойчиво-спокойного. В нем сочетаются старчески
разлагающееся, уже деформированное тело и еще не сложившееся, зачатое тело
новой жизни. Здесь жизнь показана в ее амбивалентном, внутренне
противоречивом процессе. Здесь нет ничего готового; это сама
незавершенность. И именно такова гротескная концепция тела.


 В отличие от канонов нового времени, гротескное тело не отграничено от
остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастает себя
самого, выходит за свои пределы. Акценты лежат на тех частях тела, где оно
либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает
из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на
выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках: разинутый рот, детородный
орган, груди, фалл, толстый живот, нос. Тело раскрывает свою сущность, как
растущее и выходящее за свои пределы начало, только в таких актах, как
совокупление, беременность, роды, агония, еда, питье, испражнение. Это вечно неготовое, вечно творимое и творящее тело, это - звено в цепи родового
развития, точнее - два звена, показанные там, где они соединяются, где они
входят друг в друга. Это особенно резко бросается в глаза в гротескной
архаике.
 Одна из основных тенденций гротескного образа тела сводится к тому, чтобы
показать два тела в одном: одно - рождающее и отмирающее, другое зачинаемое, вынашиваемое, рождаемое. Это - всегда чреватое и рождающее тело
или хотя бы готовое к зачатию и оплодотворению - с подчеркнутым фаллом или
детородным органом. Из одного тела всегда в той или иной форме и степени
выпирает другое, новое тело.
 Далее, и возрасты этого тела, в отличие от новых канонов, берутся
преимущественно в максимальной близости к рождению или к смерти: это младенчество и старость с резким подчеркиванием их близости утробе и могиле,
к рождающему и поглощающему лону. Но в тенденции (так сказать, в пределе)
оба этих тела объединяются в одном. Индивидуальность дана здесь в стадии
переплавки, как уже умирающая и еще не готовая; это тело стоит на пороге и
могилы и колыбели вместе и одновременно, это уже не одно, но еще и не два
тела; в нем всегда бьются два пульса: один из них материнский - замирающий.
 Далее, неготовое и открытое тело это (умирающее - рождающее - рождаемое)
не отделено от мира четкими границами: оно смешано с миром, смешано с
животными, смешано с вещами. Оно космично, оно представляет весь
материально-телесный мир во всех его элементах (стихиях). В тенденции тело
представляет и воплощает в себе весь материально-телесный мир как абсолютный
низ, как начало поглощающее и рождающее, как телесную могилу и лоно, как
ниву, в которую сеют и в которой вызревают новые всходы.
<...>
Бахтин "Творчество Рабле"




_______________________

...и в связи с этим - сомнения насчет адекватности ниженаписанного поста о страстной любви к абсурду. вероятно я смешала понятия, однако это не значит, что меня не вдохновляет абсурд (что я его не люблю, а люблю я в данном конкретном смысле только то, что меня вдохновляет), - для повышения общей концентрации правды на квадратный пиксель следует уточнить: гротеск + абсурд есть моя страсть, вдохновение, смысл.


Tags: цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments