sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Разрушая границы (Из жизни меньшинств). 25 февраля

25 февраля в рамках проекта «Разрушая границы. Меньшинства» (в Сахаровском центре) мне удалось побывать на показе двух лабораторных работ. Это было дико интересно. Одна посвящена религиозным меньшинствам, другая гастарбайтерам.
И придя домой, я залипла на вопросе: как влияет хорошее, качественное искусство на зрителя? И уместен ли здесь глагол манипулировать? Провоцировать может, это само собой, а вот манипуляция это из области рекламы. За что мы ее и не любим – за явное манипулирование, за примитивный, лобовой способ воздействия.
И чем сложнее объект, акция и соответственно восприятие реципиента, тем выше уровень воздействия. В случае с перформансами уместно говорить даже о взаимодействии.
В случае первой акции, псевдодиспута я довольно быстро поняла, что на сцене актриса. А когда поняла, мне стало не очень интересно вступать с ней в дискуссию. С другой стороны, если бы это была настоящая верующая, то, как точно заметил Павел Руднев, дискуссия превращается в допрос. В допрос она и превратилась. Часть зрителей поверили и искренне задавали вопросы апологету РПЦ.
Если же перед авторами не стоит задача заставить меня как зрителя поверить в происходящее и предполагается, что я тоже включена в игру, тогда я подыгрываю актерам, становлюсь тоже актрисой, партнером, мы разыгрываем с ней диспут, причем это чистая импровизация как с одной, так и с другой стороны. Как, например, ярко и провокативно выступила Алена Карась. Если это более или менее тонко разыграно, какая-то часть публики становится профанной, и верит в реальность происходящего. Такие люди были в зале: например, специалист в области проблемы языка вражды, Дмитрий Дубровский задавал вполне конкретные вопросы верующей девушке, а не актрисе. Тут еще важно отметить уровень дискуссии. Если играть рядовую верующую, полноценной дискуссии не получится. А если пригласить туда богослова, то проиграет зал.
Если вернуться к провокации и «наивному» зрителю, то в зале оказались люди, которые солидаризировались в той или иной степени с героиней перформанса и довольно резко стали осаживать «агрессивную» Алену. Но, как мне показалось, в конце действия, в момент разоблачения такой зритель скорее всего почувствует себя разочарованным или даже обманутым, потому что ими-то явно манипулировали.
С другой стороны подобная имитация диспута становится своеобразным экспериментом, во время которого все участники (и зал тоже) демонстрируют культуру дискуссии, которая преобладает в обществе, а также, как быстро большинство начинает чувствовать азарт «экзекуции» (диспут превращается в допрос).
Итак, эксперимент показал, что: 1. спор довольно быстро превращается в свару. 2. диспут очень быстро превращается в допрос. 3. появляется агрессия.
Что касается второго перформанса (про гастарбайтеров), то как только сумка зашевелилась, я поняла, что я должна вступить с этим объектом в какое-то взаимодействие, освободить его, и так далее.



При этом я ловила себя на мысли, ну вот сейчас никто не откроет, а потом газеты будут писать: ни один человек не открыл сумку! Честно говоря, я даже посмотрела, может ли человек в сумке самостоятельно открыть молнию и когда увидела, что может, успокоилась и стала ждать. Хотя я понимаю, что и это тоже о чем-то говорит ))) Одним словом, я согласна быть сама объектом исследования и наблюдения, но не так явно. Я не должна этого замечать, меня не должны к этому так откровенно подталкивать. Собственно это и есть манипуляция.


Tags: Разрушая границы, документальный театр, театр Йозефа Бойса
Subscribe

  • (no subject)

    Встала в районе 10 (легла около часу, но первый раз проснулась около 6, а потом еще раза два-три, пока не доспала). Досмотрела последнюю серию…

  • осциллограф

    прямая линия это смерть кривая линия это жизнь.

  • (no subject)

    http://europeanfilmfestival.ru/festival-2021/ наше кино: Lockedown Locked In Director Baris Celiloglu…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment