sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

можно ли воспринимать искусство чисто эстетически?

когда-то в детстве я мечтала стать чем-то вроде киноведа или кинокритика. но не пошла по этому пути, потому что слишком впечатлительна. После «страшных» фильмов я могла не спать. Я и сейчас избегаю фильмов, которые затрагивают мои глубинные фобии. не могу воспринимать кино, да и литературу чисто эстетически.

есть в психологии такое понятие, как "референтная группа". Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Есть положительные РГ, с которыми любой нормальный человек хочет себя идентифицировать. Например, с группой «интеллектуалов», «состоятельных людей», «золотой молодежью», спортивными, успешными, богатыми, счастливыми и пр. и пр. А есть отрицательные РГ, которые вызывают у среднестатистического обывателя неприятие, потому что нормы таких групп воспринимаются как «антинормы». Вот почему мы не любим видеть бомжей, нищих, голодных, безумных, алкоголиков, наркоманов, заключенных, дряхлых, больных, инвалидов и пр. и пр. Мы боимся этой стороны жизни.

Вот почему я не могу, к сожалению, воспринимать такие фильмы, как «4» или «все умрут, а я останусь» или произведения Сорокина - чисто эстетически. Меня тянет это посмотреть, как тянет заглянуть в бездну, но именно этот хаос и бездна заставляют меня ужаснуться и испытать страх и ужас.

Поэтому, как простой обыватель, я люблю смотреть, в качестве психотерапии, старое советское кино, где все ясно и просто, где все красивы, молоды, талантливы, где любовь и справедливость побеждают ненависть и зависть, где конфликт разрешается в пользу условного добра в отличие от новой драмы, где конфликт не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. где конфликт вечен.

Кстати, именно поэтому вокруг всех провокативных произведений возникает столько недоразумений. Происходит столкновение двух восприятий: эстетического (остраненного) и психоэмоционального (непосредственного). Но вот в чем вопрос: чего добиваются авторы шокирующих произведений? Критиков они не шокируют, обывателей пугают. Тогда что за этим стоит?
Tags: Эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments