sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Category:

фильм "4" (реж. хржановский, сценарий: сорокин)

фильм "4" (реж. хржановский, сценарий сорокина) - это культурный шок. там много пластов. но самое потрясающее это старухи, реальные старухи. и это не самобытные простые русские женщины аси клячиной, не героические труженицы и смиренные стойкие матренинова двора или из деревенской прозы. это архаичный, пугающий, абсолютно чуждый городу, дикий образ деревни. языческий, древний, оргиастический, вакханальный. это как другая планета.

в фильме есть две крайности: 1. стирильный "мясник", живущий то ли с отцом, то ли с престарелым любовником (миша-адоскин) (одна пародия на блудного сына чего стоит, но она нелепа ,потому что на коленях стоит не сын, а "отец"), который зациклен на верминофобии. во всем этот сорокинский абсурд, но этот абсурд документален. этот бизнесмен-торговец мясом тоже имеет свои страхи. он гоняет на своем джипе на огромных скоростях, но при этом боится задавить собаку. считает собаку священным животным. но зато может задавить алкаша. собака в фильме имеет тоже какой-то сакральный смысл, как и цифра 4.

и этот стирильный бизнесмен погибает в конце, разбиваясь на джипе из-за собаки.

2.жуткая мифическая деревня клонов(?)-близнецов в бескрайних полях Мордовии. одна долгая дорога туда на поезде (сплошная колючая проволока лагерей за окном поезда), с жуткими пассажирами, напоминает сцену из фильма "мертвец". персонажи деревни - старухи, которые уже не похожи на людей. это какие-то мифические персонажи, чудища, живущие каким-то странным промыслом, жующие хлеб, чтобы выплюнуть его в таз и из этой жвачки некая девушка, одна из сестер-клонов, лепила лица куклам. какой простор для фантазии культурологов, антропологов, этнографов, если они займутся расшифровкой всех символов. это не просто ремесло, это ритуал. старухи выродившейся деревни, очень древние, не умирающие, умирает там как раз молодая девушка, которая владела тайной лепки лиц (она как тотем племени). Они уже не могут родить (и по возрасту, и из-а отсутствия мужчин), но они делают кукол, упорно, как пародия на бога. относятся к куклам как к живым. это их долг, и их проклятие. а бога, христианского бога там отродясь не было. благообразные и безобидные на вид старушки в сцене на кладбище превращаются в агрессивных вакханок, которые пребывают в каком-то вечном круговороте карнавала (со всеми атрибутами - пьянством, оргией, свальным грехом) и ритуального ремесла (под пение советских песен). деревня как воплощение хаоса. но, как это ни жутко, именно из хаоса может что-то родиться. не скоро, но может. а вот из тотальной стерильности бизнесмена, торгующего 40-летней говядиной из нз, ничего не вырастет, там тупик и смерть.

и где-то между этими двумя крайностями мигрирует то ли музыкант, то ли настройщик, то ли генетик, то ли преступник, то ли зэк, то ли солдат штрафного батальона, в общим то, что в начале фильма именовалось володей. не более, чем монада. "человек - единственное существо, у которого нет имени", - предрекает володе зыбкость бытия странный старик у аквариума
Tags: про кино
Subscribe

  • (no subject)

    тренер по плаванию Ильин сорвал заседание суда, сорвав маску.

  • Поговорки

    Латинская поговорка: "Fatum non penis, in manus non recite". По-русски это звучит как: "Судьба— не хуй, в руки не возьмешь".

  • БРОДСКИЙ. Литература - искушение пророчеством

    "В литературе вообще… поэтому, кстати, литература и зовется "искушение пророчеством", искусство в целом. У меня нет никаких иллюзий на тот счет, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments