sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Старый новый год

Есть один сезонный фильм, который не так популярен, как "Ирония судьбы", но не менее интересен. Это образец добротной многоплановой советской сатиры.

На протяжении всего фильма "Старый новый год", поставленного, кстати, по одноименной пьесе, которая шла во МХАТе, зрителю показывают две семьи, а по сути два культурных слоя, два класса: пролетариев и интеллигенции советского разлива. Самое смешное, что ахинею несут и те, и другие. Только "простые" несут ахинею вполне оправданно: "мы университетов не кончали и всего такого эдакова нам не надо", - говорит герой Невинного, "сапог пятиклассный" Петя Себейкин.
Привожу апофеоз бреда, который несет тесть Себейкина в блестящем исполнении Буркова:

Монолог тестя:
- Ну, кто тост скажет?
- Сам говори, отец.
- Так что дозвольте мне от лица стола… У всех налито? Так что разрешите мне поднять этот тост и сказать, как собрались сегодня мы все по случаю нового…
- Года…
- Места, я сказал, то есть новоселья, согласно обстоятельств, а также наша дочь Клавдия, то и хочу проздравить, поскольку все вы видели сами, достижения большие, Петр Федорыч, наш зять, с каким может, раньше и  бывали случАи. Но кто старое помянет, тому глаз вон. А сегодня мы понимаем, что как он достиг и заслужил, а также пианину приносят под конец.
- Про старый новый год-то не забудь.
- Старый новый год пойдет своим порядком. Старых новых годов полно. А квартира она, сами понимаете. Ну, значит, короче, заканчиваю, то есть. Я поднимаю это тост и предлагаю выпить, чтоб  в этой семье и впредь было благополучие и были счастливы, как мы это понимаем, а также пожелаем многих лет здоровья и успехов в личной жизни, в смысле обстоятельств перспектив, впредь, от души!
(Все чокаются)

А вот представитель ИТР, или технической интеллигенции Петр Полуорлов говорит на первый взгляд гладко и даже сверхнаучно, но его слова столь же наукообразны, сколь и бессмысленны:

"Пресс научного прогресса оказывает не только причинно-следственную связь на весь биогенез. Он также выделяет некое жесткое излучение, в котором фатально мутирует любая рациональная идея".

Когда я очередной раз смотрела этот фильм, мне вдруг пришла идея, что символизм этой пьесы можно расширить до стран, даже если автор этого и не закладывал. Так, семья Себейкиных это персонификация СССР, совка в чистом виде. Люди дорвались до потребления: взрослые мужчины, как дикари, радуются телефону, засасывают носки в пылесос, тащат в "залу"  холодильник, а не на кухню, где ему место ("как же такую красоту и на кухню", - восклицает теща.). Ну а семья Полуорловых символизирует пресыщенный Запад, где уже в те времена наблюдалось и перепроизводство, и движение хиппи, протестовавшее против общества потребления. Неслучайно и Полуорлов занимается "экологическим" проектом - разработкой некоего универсального сортира.

А вот кто такой Адамыч? С одной стороны резонер (в буквальном смысле, такой специальный персонаж был в классических пьесах). Но зачем Рощину вводить в свою пьесу резонера. С другой стороны, это совершенно условный персонаж, это даже некий дух дома, вернее дух лестничной площадки, который всех объединяет. Поэтому он, как элементарная частица, практически находится в суперпозиции - почти одновременно в двух квартирах. Этот Адамыч не так прост. С одной стороны, он производит впечатление обычного пропитого насквозь деда, простого по форме, и поэтому сразу становится своим у Себейкиных, но в то же время он  напичкан библейской и философской мудростью (хоть и искажает цитаты, а вренее упрощает), поэтому его принимает даже сноб Полуорлов (после какого-то момента он перестает спрашивать: "Кто это?!"). Как это ни странно, но этот резонер-трикстер выдает универсальную формулу баланса для общества потребления, которая может его спасти и  кстати, смягчить неизбежные кризисы в будущем: "У меня есть то, что надо." На резонный вопрос: "А что тебе надо?" он отвечает каламбуром: "А что надо, то и есть" и так до бесконечности, словесно-логический трюк, который сродни древнегреческим парадоксам или буддистским коанам. Думаю, не случайно он Адамыч - от Адама, первочеловека, а может, тут и намек на кабаллистического общечеловеческого, космического Адама.

А вот ответить на риторический вопрос жены Полуорлова: "вот кому что надо, вот в чем вопрос" никто не смог. На то он и риторический. Ибо в этом вопросе скрыты эти вечные причины дисбаланса социума и вряд ли что-то может этот дисбаланс устранить - ни идеалогия, ни религия, ни здравый смысл. С одной стороны жадность, с другой стороны, депрессивный психоз. А в итоге кризис. Ну вот, опять все свела к кризису!


 

Tags: Эссе, про кино, старый новый год
Subscribe

  • МОЛОКО. Рассказ-быль

    22 июня посвящается Фамилии у них были почти одинаковые: у Кати - Федонина, у Васи - Феденков. В ЗАГСе даже решили, что они родственники, так и…

  • ОДИНАКОВЫЕ ГОЛОСА

    У нас с ней были одинаковые голоса. И когда она ушла, я переехала к тете Нине, которой постоянно звонили подруги на городской номер (это были еще…

  • Флэшка

    ФЛЭШКА (рассказ) Он долго собирался, не понимал, как одеться: потеплее или полегче - температура скакала - то вверх, то вниз на 20 градусов каждые…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments