sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Остановка на Беговой "Я не люблю театр" (из блокнота)

Мне очень нравится, как Григорий Заславский ведет эти встречи, особенно в паре с Михаилом Угаровым. Григорий процитировал Инну Люциановну Вишневскую: "Для хорошего актера главное менять не репертуар, а аудиторию". К чему он это сказал, я уже не помню. А потом Ольга Субботина зачитала заметку студентки МГУП (универ печати) "Почему я не люблю театр". Если сжать до одного предложения, то не любит она театр, потому что не верит. Затем Угаров вспомнил Толстого, который описывает примерно то же состояние Наташи Ростовой в театре, когда она смотрит на сцену и видит только толстого мужчину в колготках и какую-то девицу и т.д. То есть когда видит, но не узнает. Именно эта сцена стала хрестоматийной для филологов в примере эффекта остранения (Шкловский). Кстати, Заславский вспомнил, что Угаров когда-то назвал Толстого создателем документального театра. Действительно, пьеса "Власть тьмы", сюжет которой Толстой, как и многие современные авторы движения новой драмы, взял из реального судебного дела, яркий пример "тотального отчуждение героя от социума, выраженное на сюжетном и языковом уровне", в ней происходит непрерывное нарастание зла, что вводит в конце концов "в драму трагическую катастрофу" (Болотян).
Как пишет Ильмира Болотян, именно в творчестве Льва Толстого идеологи новой драмы нашли "культурные истоки современной пьесы". «Почему Толстой?.. А потому, что Толстой бескомпромиссен». В день, когда участники дискуссий определяли, какого героя они ждут от самих себя и от других авторов, М. Угаров предложил на выбор два типа героев: чеховский (смотрите, что мир сделал со мной) и толстовский (смотрите, что я делаю с этим миром)" (цит. по Болотян И. Жанровые искания в русской драматургии конца XX – начала XXI века").

Затем Марина Разбежкина рассказала о своей детской травме, которую она получила на опере "Евгений Онегин" в Казанском оперном театре. Уже в 6-летнем возрасте будущий режиссер-документалист с большим интересом рассматривала музыкантов в оркестровой яме (не играющих, а занимающихся своими частными делами в ожидании партии).

Известный социолог Борис Дубин рассказал о своем отношении к психологическому театру и театру вообще. "Для меня психологический театр это примерно то же самое, что лежит в мавзолее". Дубина отталкивает от русского традиционного театра некая физиологичность. Уж если онучи на сцене, то они должны пахнуть.
При этом Дубин дал очное определение такому театру - "театр эпохи паспортных личностей", который сам по себе является только одним малым эпизодом в истории мирового Театра. А еще был площадной, уличный театр, средневековый театр мистерий, который получил свое развитие. "Я люблю в театре обещание быть целым миром, в котором я не зритель, а участник процесса". "Я пойду в театр, где нет пьесы, где все стоят на голове, в современном европейском балете есть такое течение, как "no dance", такой антибалет, который, например, поставил спектакль про каталептиков". "Я люблю театр за пределами театра, не-театр".

Заславский подхватил эту мысль и рассказал, как, еще будучи студентом ГИТИСА, он увидел Анатолия Васильева, входящего в Дом книги на Арбате, и отправился туда за ним. И вот там, в книжном магазине, культовый режиссер ходил по разным отделам, рассматривал книги Маркса и Энгельса, и для Григория Заславского это был увлекательный спектакль под названием "Великий режиссер в Доме книги", который Васильев представил для него, молодого Заславского, возможно не подозревая об этом, а может, и чувствуя единственного зрителя.
(Я вспомнила, как так же наблюдала за Виктюком, который пару раз на моих глазах заходил в книжный магазин Ad Marginem на Новокузнецкой, это было так же увлекательно.)
В связи с этим вспомнили британского скульптура-монументалиста Энтони Гормли, который рассаживает голых людей (скульптуры) на крышах домов. В Москве, конечно же, этого не разрешили.

А Михаил Угаров вспомнил в связи с мыслью Дубина слова Мариуса Петипа: "чтобы что-то сделать в театре, нужно сильно ненавидеть его". В том смысле, что для любого настоящего дела важна энергия сопротивления.

Фекла Толстая в своем длинном эмоциональном монологе высказала мнение, что бомжи от нас также далеки, как дамы в кринолине". А Дубин возразил ей, что поиск нового в искусстве сопряжен с выходом в "сферы, где нет своего языка". Он сослался на Бодлера, который создал поэзию "нового трепета" (Гюго). " В неведомого глубь — чтоб новое обресть! (“Плаванье”)

Именно этим и занимается новая драма, упоминаемый Разбежкиной Пряжко. При этом понятно, что всегда потом этот новый язык становится приемом, и эпигоны, мэйнстрим это подхватывает.

Затем беседа плавно перешла к теме зрителя. Вспомнив, что еще в 1936 г. философ В. Беньямин писал о рассеянном зрителе, рассеянном восприятии "Произведение искусства в эпоху его техничес­кой воспроизводимости". Что же говорить о сегодняшней эпохе телевидения. Проблема в том, что в 90-е годы исчезла "разметка культурного пространства", этим никто не занимается.

С другой стороны, по словам М. Разбежкиной, для культуры "сегодня опасны люди со старым (советским) культурным кодом. И театр поэтому разговаривает со мной языком старой культуры. А у Пряжко рождается новый язык театра". "В русской культуре жизнь не рассмотрена по горизонтали, а только по вертикали".

Руслан Маликов заметил, что "у театра есть одно преимущество - это коммуникация и внятность задач".
Также прозвучали мысли (в том числе из зала) о том, что приходя в театр, зритель заключает конвенцию или некую публичную оферту, то есть "принимаю - не принимаю". Угаров: "у меня всегда есть точки невыносимости, а потом я либо ухожу, либо остаюсь, но чаще я остаюсь, и проблема в том, что я (зритель) всегда прогибаюсь перед театром".
Subscribe

  • (no subject)

    посмотрела фильм Винтерберга "Еще по одной". Это такой датский "Доживем до понедельника".

  • (no subject)

    Встала в районе 10 (легла около часу, но первый раз проснулась около 6, а потом еще раза два-три, пока не доспала). Досмотрела последнюю серию…

  • осциллограф

    прямая линия это смерть кривая линия это жизнь.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments