sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Д. Мeдвeдев встречается с деятелями культуры

Стенограма полностью здесь: http://news.kremlin.ru/news/10731

Е.ГРЕМИНА: Здравствуйте. Я – театральный драматург, руководитель московского «Театр.doc» и также принимаю участие ещё в нескольких проектах, связанных с продвижением современной российской драматургии. И хочу сказать, что здесь очень много интересного происходит, здесь как раз приходят, прежде всего наши всякие мероприятия, вот одно из них сейчас только что закончилось в рамках «Золотой маски», фестиваль «Новая пьеса», как раз приходит молодая аудитория. И, в общем, это то, наверное, будущее, которое стучится в дверь российского театра.

И, в общем, я хочу сказать здесь не о нашем театре, который занимается всякими новыми вещами, в том числе и достаточно социально окрашенными постановками, и часто наши спектакли сопровождают дискуссии. Скажу, что мы хоть независимый театр, но, в общем, нам ничего не нужно, у нас всё хорошо и так. Но я хочу сказать, что реально то, что касается вообще развития независимого театра...

Д.МЕДВЕДЕВ: Настоящее оптимистическое выступление. Приятно слышать.

Е.ГРЕМИНА: Я хочу говорить про то, что независимый театр, который в принципе является тем, что двигает во многом театр в провинции, сейчас реально в очень сложном положении. Иногда мы смеёмся, что потом, когда пройдёт время, мы напишем триллер, она же комедия, «Независимый театр в новой России». Но опять же, здесь Москва, здесь у нас очень много возможностей и самим заработать, и поддержать свои проекты, и человеческий ресурс очень большой.

А часто друзья в провинции, драматурги приезжают и говорят, что мы тоже хотели бы иметь такой театр в Иваново или в каком-то ещё городе, – это реально невозможно, потому что это очень трудно. То, что это когда-то, несколько лет назад было возможно, сейчас это реально практически невозможно, то, какая была кемеровская «Ложа», то, какие были там пространства игры, Ивана Вырыпаева из Иркутска, то, что дало каких-то действительно таких ярких людей в театр новый.

Сейчас невозможно снять помещение, невозможно получить какую-то помощь, и это действительно является, мне кажется, той проблемой, которая нас отделяет в этом смысле от европейского театра. Вы посмотрите на какой-нибудь эдинбургский фестиваль, приезжают независимые театры со всего мира, а у нас здесь люди, которые кончают театральные вузы, которые начинают работать в театре, они вынуждены всё равно вливаться в официальные театры, театры стационарные, они вынуждены всё равно.

Я как раз за то, чтобы всё сохранялось, традиции очень важны и стационарные театры – это иногда единственные очаги каких-то культурных традиций в городах. Но реально это всё равно то же самое, новое вино в старые мехи вливается, и очень часто люди просто уходят из театра. Потому что для того, чтобы уйти сейчас из театра, особенно в провинции, очень много возможностей, искушений, люди очень мало зарабатывают. Реально надо быть таким сумасшедшим подвижником, чтобы это продолжать. На таких театр стоит, именно на таких людях.

Я хотела бы просто конкретные сказать какие-то вещи. Если можно вспомнить, например, такой достаточно позитивный французский опыт. Например, мои друзья, которые занимаются театром, предположим, во Франции. К примеру, там есть такая программа, которая предусматривает отношения театра и общества. Это такое в каждом театре, в принципе это ещё с давних времён пошло, есть такой «койе де шарж», такая тетрадь обязанностей, где предусматривается то, что в случае желания театр может войти в такую программу социальную.

Предположим, один мой друг режиссёр, он получает деньги и делает свои какие-то абсолютно безумные новые проекты, на которые ему государство даёт деньги в какую-то свою систему, чтобы он развивал это своё новое безумное театральное искусство. Но при этом он должен отработать сколько-то времени, он занимается монтажом с заключёнными.

Д.МЕДВЕДЕВ: Чем занимается?

Е.ГРЕМИНА: С заключёнными. Просто в тюрьме он ведёт типа…

Д.МЕДВЕДЕВ: Понятно, курс какой-то, то есть социализацией занимается.

Е.ГРЕМИНА: Ну, кинокружок.

Мои друзья во Франции, они ведут там занятия с людьми с какими-то ограниченными возможностями, они читают сказки в хосписах. Мои коллеги из театра меня, прежде всего, поддерживают, это мощнейшее средство реабилитации, мощнейшее средство раскрытия. И мне кажется, здесь тоже был бы какой-то момент, и что театр реально мог бы быть в узких этих социальных местах и реально приносить пользу…

Я это говорю не понаслышке, потому что когда мы открыли наш театр, у нас был такой проект. Но он был абсолютно, с нашей стороны, волонтёрским, мы только просто сами хотели это делать. Мы вели такие кружки в колонии строгого режима, наши драматурги туда ездили, писали пьесы. Выяснилось, что масса талантливых людей, как всегда, так сказать, совершенно попала…

Просто это всё понятно же, что иногда это не выбор человека, а человек, который рождается в колонии, и так идёт уже по этой дорожке. Но это реально было, не только мы дали что-то этим женщинам, которые смогли, кстати, многие из них, реабилитироваться, ну и нашим авторам это было очень важно, нашим авторам, нашим режиссёрам. Они сделали там два хороших спектакля. Но и в принципе этот человеческий опыт был очень важен.

Просто есть такой французский закон, и мне кажется, что такая программа могла бы быть таким дополнительным ресурсом для театра, и в том числе какой-то пользой для общества.

Д.МЕДВЕДЕВ: А кто эту программу должен создать?

Е.ГРЕМИНА: Я думаю, что если дать, предположим, в том же Министерстве культуры… Предположим, можно дать такое поручение. Это не Бином Ньютона, в принципе просто можно взять действительно французский образец. У них все эти институты работают очень давно. Это там достаточно добровольно, но мне кажется, что это такой момент, потому что всегда всё равно есть вопрос: ну почему, не знаю, нам должны дать деньги на спектакль, а не должны, я не знаю, купить памперсы в дом престарелых? На самом деле вопрос, я думаю, для всех, понимаете? А это как раз момент таков, что и театр идёт туда, где трудно, а он может туда пойти, он так устроен.

Ещё второе, я хотела сказать тоже про западный опыт поддержки драматургии, потому что действительно немножко странная история, что в то время, как к нам приезжают из Америки, к нам приезжают из театра «Roal Court», чтобы работать с нашими авторами, чтобы заказывать им пьесы, которые эксклюзивно потом идут где-то, в это время наши авторы (реально для них театр – это, как правило, факультатив), они занимаются заработками на телевидении. В этом тоже любая профессиональная работа по-своему что-то даёт, тем не менее, мне кажется, здесь тоже можно было бы, поскольку это наше богатство, у нас очень много талантливых людей, можно было бы здесь тоже вспомнить о правиле «мёртвой руки», которое работает в ряде европейских стран.

Вот ставит человек Шекспира, Островского и всё равно, какой-то процент идёт в фонд развития драматургии, потому что сейчас, в данный момент театру не выгоден живой драматург, потому что живому драматургу Иванову надо платить процент, а над Шекспиром можно как угодно «надругаться» или, наоборот, гениально поставить…

Это просто очень глупо, что мы упускаем то, что делается. Дай им бог, пусть они, конечно, приезжают – американцы, англичане – и то же это наши партнёры, мы у них многому учимся, но реально глупо, что мы ничего не делаем с нашими талантами. Мы это не развиваем, а у нас просто всё это есть. Вот это две мысли.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо, я подумаю на счёт этих двух идей.
Subscribe

  • (no subject)

    На лугу зеленом да над тем простором два солнца то восходят солнца русской поэзии то они заходят одно солнце Пушкин другое солнце Брoдскай вокруг них…

  • (no subject)

    посмотрела фильм Винтерберга "Еще по одной". Это такой датский "Доживем до понедельника".

  • (no subject)

    Встала в районе 10 (легла около часу, но первый раз проснулась около 6, а потом еще раза два-три, пока не доспала). Досмотрела последнюю серию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments