sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Category:

Внутренняя Империя (Inland Empire) Дэвида Линча

Первая мысль, которая посетила в течение просмотра фильма, что Линч исписался – опять Голливуд, опять актриса, которой дают долгожданную роль и после этого череда тайн, загадок и путешествий в зазеркалье.

Но потом стало понятно, что Линч особенно это и не скрывает, ну еще раз, немного в другом ракурсе и с другой сюжетной линией, препарировал свою любимую тему. А кстати, можно ли эту тему как-то назвать одной фразой? Попытаюсь. Это те же игры разума, вернее игры подсознания и снов. Ну, примерно то, чем занимался Дали в живописи, сюр. Только ведь это все слова. Об этом уже профессиональные критики все сказали.

А я просто зафиксирую то, что запомнилось. Как всегда у Линча, название фильма весьма отдаленно относится к сюжету. Внутренняя Империя, или Inland Empire это такое место в Калифорнии. И упоминается оно в фильме один раз, когда кто-то о ком-то говорит вскользь – где он? – он во Внутренней Империи, имея в виду, конечно, место на карте.

Также как Маллхоланд драйв.

Сюжет там проглядывает, но условно, как одолжение, как некое снисхождение к обывательской логике зрителя. А вообще-то его там нет. Вернее он длится от силы минут 20. С того момента, как в дом к актрисе Ники заходит соседка просто познакомиться и до того, когда начинаются съемки фильма.

Мы видим, что Ники живет в роскошном доме, что ее обслуживает дворецкий и горничная.

Что касается соседки, то с первых кадров мы видим, что соседка какая-то странная. Этого эффекта Линч добивается не только загадочными речами, но и особым фокусом при съемке. И контрастом – когда показывают Ники, то ее снимают нормально – на нормальном расстоянии, без искажений, а когда показывают лицо соседки, то камера оказывается ближе, чем нужно, и лицо искажается. Таким образом, возникает эффект, что старуха из другого мира, какого именно – реального или нереального – неизвестно, но точно из другого. Она посланец, может быть, ада.

Вообще фильмы Линча – это сплошной внутренний ад, не религиозный, а внутренний, душевный ад. Он абсолютно враждебен личности, там нет даже намека на какой-то хэппи энд, там  абсолютный тупик, состоящий из длинной, бесконечной цепи лабиринтов, в которых личность встречается то с самой собой, то со знакомыми из «нормальной» жизни, но уже другими, чужими и враждебными. Еще в мирах Линча всегда присутствуют таинственные наблюдатели и некие инфернальные персоны: такие вот курьеры, как соседка, или некий поляк, который, похоже, рулит всем этим безумием. Очевидно, это персонификация мирового зла. Почти во всех фильмах Линча всегда есть загадочная комната без окон, плотно драпированная  - красная или синяя, с гнетущим освещением.

Сюжет работает на контрасте. Контрасте приятных ожиданий героини от новой работы в кино (то же самое было в Маллхоланддрайв) и инфернальной гиперреальностью, в которую героиню вовлекают через ее согласие некие зловещие силы.

В данном случае это соседка, которая неожиданно демонстрирует необычайную осведомленность в делах Ники. «Я слышала вы получили новую роль?» «Вы ее определенно получили».

Это утверждение оказывается крючком, на который попадается непривлекательная, стареющая актриса Ники. Старуха заманивает ее. А дальше дело техники. «Если бы было завтра, вы бы сидели там». И указывает Ники на другой диван в той же комнате. Та, как загипнотизированная смотрит по направлению указательного пальца старухи. И вот мы видим, что камера уже и ее снимает в искаженном фокусе. Это знак – все, свершилось. Ники попалась, она уже в попала в зазеркалье, и пути назад нет.

В следующем кадре она уже сидит на том самом диване, дворецкий приносит телефон. Ники утверждают на роль. А дальше сюжет разворачивается по законам безумия, в которое оказалась вовлеченной Ники.

Только еще неизвестно, чье это безумие. Не факт, что ее, что Ники вообще существует. Возможно, что она существует как персонаж сценария, или сценария в сценарии. Почему? И вообще кто она на самом деле. Об этом можно только гадать, домысливая, кто же та девушка, которая все это наблюдает в телевизоре. У этой девушке своя сюжетная линия и свои отношения со зловещим поляком.

А есть еще героиня Джулии Ормонд, которая тоже раздваивается. И выполняет свои роли: то респектабельной жены партнера по сценарию, то какой-то безумной женщины в шортах с отверткой в руках, у которой есть навязчивая идея кого-то убить. При этом мы видим в чьих-то кошмарах убитой ее же. Но в конце она втыкает отвертку в Ники.

А еще была тема проклятого сценария, как-то связанного с легендой о польских цыганах. И героиня время от времени оказывается на заснеженных улицах восточноевропейского города, в котором жители говорят по-польски.

Муж Ники тоже преображается: из респектабельного богатого бизнесмена в Голливуде он превращается в простого обывателя в клетчатой рубахе, живущего в деревенском скромном доме. Однажды к нему в гости на барбекю приходит толпа бандитского вида мужчин, которые оказываются польскими цыганами и он уходит с ними, так как «имеет подход к животным».

Ники-Сьюзи опускается, мы ее видим время от времени в жуткой темной комнате, с грязными волосами и синяками на лице, в которой она сидит перед неким человеком в очках и рассказывает ему в грубой манере (блядский, дерьмо, блин) о своей жизни, о муже, который ее бросил, и о том, что она шлюха.

Эта сцена сменяется множеством других сцен – где Ники в своем прежнем привлекательном облике, или где она напугана – вообще-то она на протяжении всего фильма напугана. Трудно догадаться где она Ники, где она Сьюзи из сценария, где она брошенная шлюха, бывшая Сьюзи. И при чем тут эта гиперреальность с кроликами, персонажами из какого-то старого фильма Линча. Возможно, он просто вставил их туда по приколу. Мне кажется, он вообще любит пошутить над зрителями. Сделать вот такой вот слоеный пирог, чтобы критики головы ломали. И тем не менее там есть над чем ломать голову.

Пересказывать сюжет нет смысла, тем более, когда он такой рваный.

Эта попытка анализа, и попытка незакончена. Надо бы еще раз посмотреть, чтобы хотя бы вспомнить, где уже встречались цифры 47 и что там было раньше о женщине с деревянной ногой.

Tags: про кино
Subscribe

  • Дневник

    Решила наконец посмотреть "мать!" Аранофски. Уже на 15-й минуте подустала от затянувшейся метафоры про Бога. А зачем наши прокатчики назвали фильм…

  • эстонский "класс"

    посмотрела эстонский "класс" (2007) Ilmar'a Raag'a. этот фильм никакого отношения не имеет к фильмам в.г.г. герои вызывают сочувствие. это не…

  • списки

    Диссоциативная фуга - ключ к фильму "Шоссе в никуда" Дэвида Линча. иссоциативная фуга (от лат. fuga — «бегство») — болезнь, характеризующаяся…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments