sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Член ПЕН Ирина Ратушинская в защиту Всеволода Емелина

ttp://i-kassia.livejournal.com/7848.html
http://veron-k.livejournal.com/150372.html#cutid1

Ирина Ратушинская (член ПЕН) предложила ПЕН-клубу свой вариант открытого письма в защиту Всеволода Емелина предложила ПЕН-клубу свой вариант открытого письма.

Мы, члены ПЕН, глубоко обеспокоены началом уголовного преследования поэта Всеволода Емелина по ст. 282 УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»).

Такое расширительное толкование статьи уголовного кодекса как применение его к поэтическому произведению, не содержащему пропагандистских призывов к насилию, создает тревожный прецедент в отношениях государства и общества, а также государства и литературы. Слишком легко довести юридический суд над литературным произведением до абсурдной ситуации, при которой любое упоминание любого конфликта будет литературе запрещено, поскольку само описание конфликта или проблемы можно будет приравнять к «возбуждению вражды». Тем самым окажется запрещена, а вернее, выведена за легальное поле, вся литература как таковая – от «Слова о полку Игореве» до стихов Агнии Барто (некоторые гендерно чувствительные люди могут обидеться, что плачущей глупышкой изображена именно девочка). Разумеется, под ударом такого абсурдного преследования могут оказаться и все произведения нынешних и будущих литераторов.

Преследование поэта или писателя за его литературные произведения никогда за всю историю человечества не делало чести ни государству, ни стране.
Любое общество везде и всегда ощущало и диагностировало разницу между поэтическим произведением, с его литературными приемами (гипербола, метафора, эпитеты, система художественных образов) и уголовным преступлением.
Если рассматривать общество как единый организм, то оно имеет собственные болевые точки, и если по этим точкам бьют, то ничего удивительного, если общество ответит криком боли. Поэты, одними из первых ощущающие эту боль, вербализуют ее в присущей им и принадлежащей им по праву индивидуальной манере, но всегда в связи с проблемами своего времени.

Как писал Иосиф Бродский в 1984 году, «Прятать поэта за решетку — это как ломать часы, это фальсифи¬кация времени, ибо стихотворные размеры есть ни что иное, как реорганизованное время. То, что именуется музыкой стиха, то, что почитается лиризмом поэта, суть реакция взаимодействия времени и языка, освещения языка временем».

Мы выражаем надежду на то, что здравый смысл возобладает, и в нашей стране никогда более не повторится заведомо провальная и бессмысленная практика судебного приравнивания литературных произведений к юридическим документам. Этого не позволяет ни очевидная разница жанров, ни общественное чувство справедливости, поддерживать и осуществлять которое призван закон.

Кроме того, преследование литератора, как правило, имеет результат, прямо противоположный тому, которого ожидают репрессивные органы. «Какую бы пропорцию государство ни устанав¬ливало между подлинностью искусства и судьбой его создателя, оно неизменно упускает из виду, что терновый венец на голове певца имеет свойство превращаться в лавровый». Эту мысль Иосифа Бродского подтвердили своей судьбой слишком многие поэты и писатели России, чтобы современное российское государство могло игнорировать эту закономерность и копировать исторические ошибки предшественников.

Мы призываем прокуратуру РФ отказаться от возбуждения уголовного дела против Всеволода Емелина. Достойно возразить поэту может только другой поэт, равный или превосходящий его по таланту, причем на литературном, а не правовом поле.
Subscribe

  • РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ (ВАРИАНТ С ЦЕНТОНОМ)

    Розенкранц и Гильденстерн мертвы Кто сказал, что мне они помеха Думал я, врагов перехитрил, Почему теперь мне не до смеха. Гильденстерн кричал: «Я…

  • ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ (ред.)

    Д.Ш. собачка коровка лошадка зайчик свинка барыня скоморох на козле павлин птичка коза улитка кот лягушка баран на вертеле козел котенок кролик…

  • (no subject)

    наконец, посмотрела фильм "Конец фильма". главный герой - сходящий с ума режиссер Витя или Митя у которого кризис среднего возраста как у Янковского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments