sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

об иерархии

давно хотела написать об иерархии, но все руки не доходили. если кратко, то мною движет желание развеять миф о божественном происхождении иерархии. этот текст имеет ряд недостатков, недостаточно выстроен и совсем не научен. но я и не претендую. на самом деле это малая толика из того, что уже написано на эту тему. а это просто эскиз, черновик.

собственно, слово это в переводе и означает "священная власть", «священное правление». и ввел ее в обиход в 5 веке нашей эры автор трактатов «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» Дионисий Псевдо-Ареопагит. я эти трактаты не читала (хотя имею о них кое-какое представление), но догадываюсь, что церковной власти (касте жрецов), а вслед за ней и политической власти, было всегда выгодно обожествлять порядок подчиненности низших звеньев высшим и сам принцип управления в централизованных структурах.
Если, конечно, считать природу и эволюцию Богом, то, наверное, церковники правы. Потому что в природе в условиях естественного отбора все формы жизни – от бактерий до приматов подчинены биологической иерархии. «жук ел траву, жука клевала птица, хорек пил мозг из птичьей головы, и страхом перекошенные лица ночных существ смотрели из травы» - в этом собственно суть иерархии, которую так лаконично изобразил Заболоцкий. В природе жестокость оправдана естественным отбором и нацеленностью видов к выживанию. Это биология – выжить любой ценой.
Человек, как часть животного мира, далеко не ушел от зверей. Так же, как в стае обезьян самец-альфа имеет доступ к кормушке и к самкам. Остальные бэты, гаммы, дэльты довольствуются остатками. Ну а омеги ничем не довольствуются, они даже продолжить род не могут.
Как это ни грустно признать, но человечество ничего другого не изобрело, живет по тем же законам. «Между тем, эволюция приматов начиналась где-то в третичном периоде, около 20-30 млн лет назад, а такие важные инстинкты, как подчинение стадной иерархии, вообще существуют едва ли не столько же, сколько существует жизнь» (Потопопов А. Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда). Вот еще цитата из этого трактата: «Обезьяньи инстинкты, будут жить в нас, пока мы с вами относимся к отряду приматов, ибо они прочно записаны в генетическую память. Если человечеству удастся избавиться от каких-то важных обезьяньих инстинктов, и закрепить это в генах, то человек уже будет относится к другому виду, и возможно, даже выделится из отряда приматов. Экономическое развитие человечества потребовало иных, чем первобытно-стадные, форм "брака", но инстинкты где были, там и остались».
Именно поэтому формы самой жесткой иерархии, близкой по жестокости, иногда вплоть до сексуального насилия низших, к животному миру, существует в таких закрытых иерархических структурах, как тюремные касты, армия, всевозможные властные структуры с ее бюрократией, детские дома, интернаты, монастыри и так далее. Кстати, сама по себе религиозность, согласно Протопопову, восходит к инстинкту подчинения альфе. А в детских сообществах «немотивированная жестокость, травля "омег" (объективно - не самых плохих детей), являются проявлением их иерархической борьбы» (там же).
И тем не менее человек чем-то отличается от животных. Он отличается альтруизмом, жертвенностью. Как известно, если за самкой кенгуру гонится хищник, она выбросит из сумки детеныша, чтобы набрать скорость и спастись самой. Человеческая мать, наоборот, скорее всего, пожертвует собой ради ребенка. Но жертвенностью обладают в человеческом сообществе только омеги. Альфы собой не жертвуют. Но именно жертвенность омег в итоге привела к рождению культуры (в самом широком смысле). Отсюда порождение концепции любви и самопожертвования в развитых религиях.
Борьба в человеческом сообществе «выскопримативных» (высокий ранг, низкая культура, преобладают инстинкты) особей (альф) и «низкопримативных» (низкий ранг, но высокая культура, преобладает воспитание) омег довольно древняя, и лежит в основе когнитивная эволюция, или ментальная.
В библии (в 1 Книге Царств) представлен момент перехода родоплеменных отношений (когда у власти были Судьи) к феодальным (избрание первого Царя Саула). Любопытно, что, согласно, библейской истории, первый царь не узурпировал власть, а народ сам его потребовал царя у пророка Самуила. И когда Самуил обратился к Богу за ответом, то Бога сказал ему очень загадочную вещь: «ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; (…) итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар.8:5). Таким образом, в этом месте библии царская власть (как светская) лишается божественного покровительства, другими словами Бог отказывает ей в статусе "божественная". И несмотря на предостережения пророка Самуила о том, что новая форма власти враждебна народу, укрепляет жесткую иерархию и подчинение, люди настояли на власти военного лидера. «Сыновей ваших он возьмет и приставит их к колесницам своим и [сделает] всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; (...) и дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы; (...) и сами вы будете ему рабами; и восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда».
Так почему же поздние церковники забыли об этом предстережении и утверждают, что всякая власть от Бога? Не последнюю роль в укреплении иерархии (в том числе идеологически) оказала Римская империя, особенно в свой переходный, предхристианский период.
Упоминаемый уже Паскаль Киньяр относит иерархию к особому виду страсти, которая явилась признаком упадка, Римской империи. «Появилось множество усадеб в сельских местностях и горах. Исчезло аристократическое равенство; вместо него явилась иерархия, породившая затем иерархическую страсть. И это отнюдь не Константин стал назначать епископов и установил чиновничью иерархию духовенства. Он просто придал задним числом определенный статус иерархической страсти своих подданных, которые прониклись страстями империи. Новые Отцы (Patres) сменили свои белые тоги на черные рясы».
«Около 200-го года христианство сделалось главенствующей религией… церковная иерархия христиан слилась с верткальной иерархией имперских чиновников и укрепила эту последнюю. Мораль, ставшая законом всех сословий (status), проникла в глубь общества и стала нормативной, т.е. начала руководить абсолютно семи, вплоть до императора».
Tags: эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments