sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Альтернативный сюжет (на примере трагедии "Царь Эдип" и истории про Вещего Олега)

Всегда интересно представить альтернативное развитие событий известных и распространенных сюжетов.
Например, как бы развивались события трагедии Софокла "Царь Эдип", основанной на мифе о злосчастном царе Фив?
Допустим, царь Лай (напоминаю, это отец Эдипа) пренебрегает предсказаниями оракула, не колечит несчастного и не бросает его где-то в скалах. Хотя опять же, зачем эта уловка, время жестокое, не проще ли было бы сразу убить?
Итак, представим другое развитие сюжета, альтернативное. Лай щадит сына Эдипа и покоряется року. Эдип живет во дворце, с отцом и матерью. Что там потом происходит, мы можем только гадать. В конце концов, Эдип мог бы захватить власть и для этого убить своего отца Лая, или мог случайно, непреднамеренно, это сделать. Именно на это, скорее всего, намекали оракулы, и именно этого побоялся Лай. Но, если бы Лай покорился року и позволил бы исполниться воле богов (впрочем, року подчинялись даже боги), то не случилось бы худшего: Эдип не женился бы на собственной матери и не стал бы отцом своих братьев.

То же мы видим в истории про Вещего Олега. Вся жизнь князя была отравлена предсказанием кудесника: "и примешь ты смерть от коня своего". Почему в те времена, когда людей-то не щадили, вдруг такая забота о коне, вместо кардинального решения проблемы? Нет коня - нет проблемы.
Но Олега, как жестокого человека, пробивает на плаксивую сентиментальность: он отправляет своего коня на покой, велит его кормить отборным овсом, холить и лелеять и все такое. Ну, кони живут от силы лет 15. Наверное, этот умер пораньше от ожирения. Ну, умер и умер. Забыть бы об этом, однако Олег зачем-то едет на могилу коня, устраивает там тризну, толкает речь и наступает на череп коня, очевидно подсознательно желая продемонстрировать свою победу в поединке с роком (в виде коня), а заодно посмеяться над глупым кудесником. Месть богов не заставила себя ждать: «Злая гадюка кусила его, И принял он смерть от коня своего» (тут захотелось Высоцкого процитировать).

А теперь представим, что бы случилось, если бы Олегу не встретился кудесник и если бы он продолжал скакать на своем коне, на Буцефале (это совсем другой конь! – да знаю я!)? Умер бы он от коня? Возможно, умер, элементарно – конь мог его сбросить, затоптать, лягнуть и попасть по виску, или заразить. В общем, и так и так умер бы, только бы не пронес через всю жизнь эту мысль о смерти.

Вспомнилась одна буддийская притча: идут два монаха, на пути у них лужа и женщина, которая пытается перейти лужу. Один монах подходит к женщине и переносит ее на руках через эту лужу. Идут дальше, другого монаха по дороге явно мучает когнитивный диссонанс, и он в конце концов не выерживает и спрашивает у первого: нам, монахам, запрещено даже думать о женщинах, а ты к ней прикоснулся, бррр, взял на руки...брр… Первый монах ему и говорит: я ее просто перенес и все, а ты ее несешь до сих пор".
Tags: Эссе
Subscribe

  • подражая Лукомникову

    я мысленно вышел/шла на пенсию стихов никаких не пишу и жду долгожданную пенсию с кабачками на даче в ладу.

  • ЗВОНАРИ РОСТОВА ВЕЛИКОГО. 1966 Г.

  • (no subject)

    в марте встретился с Мартой в апреле гуляла с Дежурным по апрелю в мае влюбился в Майю в июне столкнулась с женой Жени в июле пошел к Юле в августе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment