sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Читать для развлечения – бессмысленно. Искусство должно вас менять (Олби)

пообщалась вчера с молодыми ребятами, драматургами, студентами Литинститута. Девушка (с провинциальным акцентом) спрашивает меня: а вот ты сталкивалась с реальным насилием? я отвечаю уклончиво: по-разному, в разной степени. Она говорит: а я сталкивалась. Но вот писать об этом не хочу. Почему надо обязательно про это писать. Я хочу что-нибудь светлое, радостное, комедийное. Я пожимаю плечами: ну, конечно, пиши, как душа просит, хочешь комедию, пиши комедию. А потом пришла и задумалась. Зачем люди хотят быть писателями (драматургами)? Вот они после школы идут и поступают, вот зачем?
В своем публичном интервью Эдвард Олби сказал несколько вещей, которые на первый взгляд противоречат друг другу.
1. Читать (а писать тем более. - МК) для развлечения – бессмысленно. Искусство должно вас менять. Если не меняет, то это бессмысленно.
2. Очень много авторов предпочитают бежать от реальности, но это бред. Нельзя убежать от реальности.
2. Ответственность искусства – держать зеркало.
3. Пьесы не влияют на людей и люди живут так же дерьмово, как и раньше.

И вот я вижу эта девушка пошла в драматурги, чтобы убежать от реальности. Но это великое заблуждение. Мне кажется это путь либо в графоманию, либо путь в такую терапию. Они не понимают, что этим заниматься это все равно что говно чистить в туалете. Это правда, мучительно и неприятно.
Тогда возникает резонный вопрос: а зачем тогда вообще этим заниматься, если удовольствия не приносит и если никого не меняет?
А вот не знаю. Однозначного ответа, универсального нет, и быть не может. У каждого автора своя история. Но мне кажется, автор всегда разбирается с самим собой, со своими страхами, своей реальностью, он идет через этот мрак, потому что в какой-то момент понимает, что другого пути нет. Он может привести куда угодно, даже к смерти, как Сару Кейн. и многих других, кто спился, умер от наркотиков.
Но, как писал Буковски, зато ты остаешься наедине с богами.
К сожалению, я ничего такого этой девочке не сказала вчера, сразу не нашлась. Но что я ей буду советовать, я сама в начале пути, а путь этот еще не известно куда выведет. Каждому Треплеву хочется стать Тригориным. Но не всегда удается. И вот это самое страшное - понять, что не дотягиваешь, вот чуть-чуть, совсем немного, а что немного, а в этом "немного" всё.
Subscribe

  • (no subject)

    мне говорили, что лучше не бросать, а перестать. и если с этой мыслью переспать понимаешь, что бросить - это насилие слова "никогда", "больше не",…

  • подражая Лукомникову

    я мысленно вышел/шла на пенсию стихов никаких не пишу и жду долгожданную пенсию с кабачками на даче в ладу.

  • (no subject)

    в марте встретился с Мартой в апреле гуляла с Дежурным по апрелю в мае влюбился в Майю в июне столкнулась с женой Жени в июле пошел к Юле в августе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • (no subject)

    мне говорили, что лучше не бросать, а перестать. и если с этой мыслью переспать понимаешь, что бросить - это насилие слова "никогда", "больше не",…

  • подражая Лукомникову

    я мысленно вышел/шла на пенсию стихов никаких не пишу и жду долгожданную пенсию с кабачками на даче в ладу.

  • (no subject)

    в марте встретился с Мартой в апреле гуляла с Дежурным по апрелю в мае влюбился в Майю в июне столкнулась с женой Жени в июле пошел к Юле в августе…