sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Category:
Интересные рассуждения Бродкого о композиции и драматургии стиха:

" «Самое главное в стихах – это композиция. Не сюжет, а композиция. Это разное. <...> Надо строить композицию. Скажем, вот пример: стихи о дереве. Начинаешь описывать все, что видишь, от самой земли, поднимаясь в описании к вершине дерева. Вот тебе, пожалуйста, и величие. Нужно привыкнуть картину видеть в целом... Частностей без целого не существует. О частностях нужно думать в последнюю очередь. О рифме – в последнюю, о метафоре – в последнюю. Метр как-то присутствует в самом начале, помимо воли, – ну и спасибо за это. Или вот прием композиции: разрыв. Ты, скажем, поёшь деву. Поёшь, поёшь, а потом – тем размером – несколько строчек о другом. И, пожалуйста, никому ничего не объясняй... Но тут нужна тонкость, чтоб не затянуть уж совсем из другой оперы. Вот дева, дева, дева, тридцать строк дева и ее наряд, а тут пять или шесть о том, что напоминает ее одна ленточка. Композиция, а не сюжет. Тот сюжет для читателя не дева, а „вон, что творится в его душе“... Связывай строфы не логикой, а движением души – пусть тебе одному понятным. <...> Главное – это тот самый драматургический принцип – композиция. Ведь и сама метафора – композиция в миниатюре. Сознаюсь, что чувствую себя больше Островским, чем Байроном. (Иногда чувствую себя Шекспиром.) Жизнь отвечает не на вопрос: что? – а: что после чего? И перед чем? Это главный принцип. Тогда и становится понятным „что“» [241]. Драматургия лирического текста, композиция как стратегия стихотворения – это, по существу, основа семантической поэтики Мандельштама, Ахматовой, Пастернака [242]. В схематическом примере Бродского из сопоставления строк о корнях, стволе, кроне дерева возникает прямо не представленный сюжет стихотворения – рост живого организма вверх, к небу. В другом примере столкновение описания девушки и ассоциаций, вызванных ее лентой, создают моментальный психологический снимок лирического героя («вон, что творится в его душе»).
Tags: теория
Subscribe

  • РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНСТЕРН МЕРТВЫ (ВАРИАНТ С ЦЕНТОНОМ)

    Розенкранц и Гильденстерн мертвы Кто сказал, что мне они помеха Думал я, врагов перехитрил, Почему теперь мне не до смеха. Гильденстерн кричал: «Я…

  • ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ (ред.)

    Д.Ш. собачка коровка лошадка зайчик свинка барыня скоморох на козле павлин птичка коза улитка кот лягушка баран на вертеле козел котенок кролик…

  • (no subject)

    наконец, посмотрела фильм "Конец фильма". главный герой - сходящий с ума режиссер Витя или Митя у которого кризис среднего возраста как у Янковского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments