sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:
Сегодня с утра в ютубе подвернулся рассказ Шукшина "Экзамен". О том, как некий парень заочник пришел сдавать экзамен по литературе и ему достался билет "Слово о полку Игореве". В процессе ответа выяснилось, что он не читал "Слово", преподаватель стал возмущаться, испытывая тем не менее безотчетную симпатию к студенту. Также выяснилось, что студент успел в 18 лет побывать на войне и в плену три месяца, и так далее. Рассказ я не дослушала, надо было вставать. Но вот о чем подумала: в 60-70-е на исходе оттепели появилось много хороших писателей: и деревенщиков, как Шукшин, и представителей городской прозы, как Трифонов. И все они описывали довольно достоверно и талантливо, даже чувственно, критично, честно советскую реальность, но при этом старательно обходили идеологию, словно ее и не было. Так обходят кучу говна посреди дороги. Словно не было октябрят, пионерской и комсомольской организации в школе и в вузах, словно не было утомительных ритуалов, линеек, конкурсов песни и строя, заседаний парткомов на предприятиях, словно не было КПСС и плакатов, куда-то зовущих народ, словно не было обязательной истории КПСС в тех же вузов, демократического централизма в уставе, марксизма-ленинизма вместо философии и так далее и тому подобное.
А ведь это было и отравляло жизнь и именно это гениально отразил в своей "Норме" Сорокин.
По форме это короткие новеллы, которые написаны как раз стилистически имитируют городскую прозу, деревенскую, производственную, военную, мелодраму, криминальный сюжет, но везде персонажи, которые делают вид, что живут в обычной реальности вдруг к финалу обязаны съесть "норму" - брикет говна. И Сорокин ведь отнюдь не публицист, ему в общем глубоко безразлична действительность, он высказывается только о советской литературе, это сатира не на советскую действительность, а сатира на советскую литературу. А чтобы деконструировать диссидентскую прозу, Сорокин уже пишет "30 любовь Марины" он уже деконструирует диссидентскую прозу, дезавуирует условного коллективного Солженицына.
В "Романе" он сделал такую попытку с прозой 19 века, таким условным и коллективным Тургеневым. Но тут, на мой взгляд, промашка вышла. Советская проза (как, впрочем, и поэзия - и да, в "Норме" поэзии тоже досталось) представляет собой суррогаты русской литературы 19 века. А русская проза 19 века (усадебная, помещичья) всё же не суррогатт - если только немного французской литературы, и то местами.

Возвращаясь к этой фальшивой реалистичности в искусстве. Такое же ощущение меня не покидает, когда я смотрю иpaнcкoe кино. Люди сходятся, расходятся, живут вполне в европейских интерьерах, женщины пусть в платках, водят машины, опять же в своих квартирах тоже существуют в платках. И вот эти вездесущие платки - что если не норма?
В современной РФ мы наблюдаем с одной стороны, что жизнь становится (в Москве, Питере в основном и далее по нисходящей) лучше и веселее: кафе кругом, ипотека, элeктpоcамокaты, велосипеды в аренду, каршеринг, доступная среда, кypьеры, парки, usb в трамваях, электронные очереди, растущее благосостояние, пакетики для собачьих какашек, плитка, чистые улицы, корворкинги, арт-пространства на бывших заводах, вежливость, экология, фермерские продукты и тд и тп. Но вот приходится так же обходить (делать вид, что этого нет) не одну (идеологическую), а разные в разных местах кучки: коррупция, выборы, правосудие, независимые сми. Это современная норма. Но в какую форму облечь эту норму? Тeллyp - на мой взгляд, неудачный материал. И вообще заебали антиутопии.
Tags: размышления, сорокин
Subscribe

  • (no subject)

    покурила, выпила и ковидку выперла.

  • (no subject)

    от ковида осталась одна обида

  • (no subject)

    шумел шумер

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments