sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

новейшая русская драма 1990-2010. семинар в рггу. конспект

4 окт. продолжение конспекта (очень кратко)

ОСОБЫЙ ЯЗЫК(РЕЧЬ)
симптоматично, что Илья Смирнов назвал из-за языка нд - срамотургией.
ненормативная лексика все еще остается камнем преткновения (из разговора с 9-классником, посмотревшим "собиратель пуль" в практике: "а как бы ты еще изобразил "прихват" в туалете"!)

перформативность - обращение к залу.

СТРУКТУРА НД
в нд отсутствуют привычные в классике деления на акты, явления (но они могут там быть имплицитно, как в некоторых пьесах чехова)
как построен монолог. например, у гришковца встречаются нарочитые запинки речи. в новой монодраме отсутствуют ремарки типа (пауза). у островского в монологе Катерины (пауза) имеет смысловую нагрузку: после каждой паузы меняется ее точка зрения, а то и мировоззрение.

ПАРАТЕКСТ (АФИША, РЕМАРКИ)
это термин не литературоведческий, а театроведческий. он возник из стойкого убеждения, что ремарки и афиша несут традиционно чисто служебную функцию. но уже у островского мы замечаем, что ремарки несут дополнительный смысл, то есть адресованы не только режиссеру и актерам. пример: катерина идет на свидание в белом платке. она это делает, чтобы быть замеченной. то есть в данном случае белый платок это не просто деталь костюма.
у чехова некоторые ремарки как бы вовлекают зрителя внутрь происходящего, они внутрисценичны. например: стук топора, темнота в заколоченном доме, звук лопнувшей струны - все это видит и слышит фирс в заколоченном доме. и зритель видит и ощущает это глазами фирса.
в трагедии венедикта ерофеева "вальпургиева ночь, или "шаги командора" ремарки - прямое указание для зрителя, как он должен реагировать на происходящее на сцене: "занавес уже закрыт, и можно, в сущности, расходиться. Но там - по ту сторону занавеса - продолжается все то же, и без милосердия". получается реагировать должен сценический двойник зрителя. ремарки приобретают характер катартичности.

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЗАВЕРШЕННОСТИ ДРАМЫ
(М.М. БАХТИН)
проблема дистанции. образ мира читателя/зрителя.
аристотель-ницше-выготский

теория перформативности текста

понятие "драма языка", вернее "трагедия языка" впервые вводит ионеско. новейшая драма эту тему развивает.

читки. заставляют актеров (по их собственному признанию) проводить внутреннюю деконструкцию собственного артистического опыта. само произнесение речи требует другой установки.
Tags: новая драма, теория, теория драмы
Subscribe

  • (no subject)

    Миша, а Миша Ты меня слышишь? И так сто лет А в ответ: В огне брода нет.

  • (no subject)

    покурила, выпила и ковидку выперла.

  • (no subject)

    прочитала сейчас лид о новом штамме вируса - уже российского происхождения, о новых мутациях дельты и скрещивания с другими. и подумала в связи с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments