sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

новейшая русская драма 1990-2010. семинар в рггу. конспект

семинар 4 октября
(вводный)

философ г.п. щедровинский: вернуться к себе отсутствующему. кем я стал, когда я исполнил какую-то роль.
нд интересует кризисная ситуация (кризис частной жизни)
драма - это опубликование кризиса частной жизни.
появились новые типы кризисности. проблемы идентичности.
примеры: новое британское кино - реж. майкл ли (mike leigh)

жизнь маргинализировалась. жизнь осуществляет себя теперь не в центре (как в классической литературе), а в маргинальной сфере (ad marginem)
см. братья Дарденны
с точки зрения гегелевского понятия драмы - нд "плохая" драма, т.к. нет психологических мотивировок.

АСПЕКТЫ НД

1. репрезентация действитеьности (как именно отражается реальная сторона жизни).
вместо среднестатистических чеховских героев, рефлексирующих советских интеллигентов (славкин. взрослая дочь молодого человека) - в нд персонажи вырваны из контекста живой жизни (бомжи, проститутки, алкоголики, наркоманы, трудные подростки и т.д.) предтеча темы "трудных подростков" - "дорогая елена сергеевна" разумовской.
в нд противоречия усилены.
пример: в "собирателе пуль" клавдиева представлено тотально-маргинальное сознание, пространство школы тоже маргинально (для сравнения - нельзя представить, чтобы в "доживем до понедельника" действие происходило в туалете).
в этом проявляется тотальное стремление автора изобразить правду жизни за пределами центра.
(в отличие традиционной литературы)

чем продиктовано? - дефицитом реальности. по причине того же дефицита реальности в 19 веке появился физиологический очерк. (предтеча нд, в каком-то смысле)

в нд исчезают герои, наделенные самосознанием, и наоборот, у автора вызывают интерес периферийные (второстепенные) персонажи, наделенные какой-то дополнительной функцией. в некоторых текстах даже номинация героев приобретает другой, дополнительный смысл). в пьесах островского, к примеру, имя было неизменным, а если и менялось, то связано это было с изменением статуса персонажа.
пример современной игры с именами - пьеса михаила покрасса "не про говоренное".
особенно репрезентацией жизни интересуется вербатим.

ТИП ГЕРОЯ
в нд нет изначально целостного сознания. раскачку целостного сознания уже начал вампилов (зилов).

ОСОБЫЙ ЯЗЫК(РЕЧЬ)
(продолжение следует)

Теория
Громова М.И. Современная русская драма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments