sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Любимовка. 5 сентября. (Самый) легкий способ бросить курить. Автор М. Дурненков, режиссер А. Май

Обсуждение читки

Ю. Клавдиев. .... что на свете что-нибудь было. Миша этой пьесой ставит нас на место: ничего на свете никогда не будет. (нрзб.) В это точке бесконечной сингулярности... (голоса в зале: эта пьеса ни о чем) Ни хрена не ни о чем, именно об этом.

М. Курочкин. Вот открываешь интернет и там Стивен Хокинг очередной раз нападает на Бога и это уже превращается в такой религиозный гимн. Он как мантру повторяет: Бога нет, вселенная не нуждается в нем, наука не нуждается в нем, вселенная творит себя из пустоты и ничего не было. Это по сути тоже религиозный текст. И в принципе эта организация пустоты и бесконечный подрыв ее, доведение до какого-то объемного шара, до какой-то якобы непустоты, он по форме не пустота, а на самом деле это гораздо более разреженное пространство, чем когда он взрыв, чем собран. Вот это то, чем занимается Миша. И эти опыты хороши, это про бывшие шестеренки. Вот они раньше были шестеренками, но они стерлись и еще какое-то движение у механизма есть, но они уже превратились в круги. А механизм настолько совершен, что он до сих пор движется. То, что мы не имеем, когда нам надо говорить об этой пьесе, это признак качества... Признак того, что мы не можем использовать привычные пластинки.


С. Новикова. Это пьеса, в которой формально герой есть, но фактически героя нет. Потому что этот Костя (герой) не знает как надо жить, но он знает, как не надо. Мне кажется, это характерно для пьес Миши Дурненкова. Я недавно делала интервью (в СД) и задала Мише этот вопрос, и он признался, что в его жизни часто бывают ситуации, когда мы знаем, как не надо, у нас нет позитива. Вот эта пьеса об этом, поэтому она оставляет сплошные вопросы. Поэтому у зрителя возникает чувство обманутого ожидания. Зритель всегда готов, что ему предложат какой-то вариант.

О. Михайлова. Как у Чехова есть ответ: через 200 лет...

Реплика из зала. Какой же там ответ? И через 200 лет что?

N(?). Ничего не делать и терпеть. Вот этим и занимается герой пьесы. И он бросает все свои силы на активную имитацию действия.

С. Новикова. И еще у меня было впечатление, что эта читка была не совсем адекватна пьесе. Мишина пьеса интересна и здесь есть над чем работать, а от этого шума (читки) начинаешь уставать.

Е. Ковальская объясняет, чем вызвана такая быстрая и громкая читка — необходимостью уложиться в отведенное время, не сокращая пьесу. «Поэтому актерам пришлось тараторить и в таких взвинченных интонациях читать».

А. Зензинов. Мне кажется, эта пьеса о такой мировой энтропии, действительно. Есть такое ощущение борьбы ..... и тотального распада. Причем именно борьба, я не согласен, что <история рассказывается> с позиции наблюдателя. Здесь есть авторское активное начало и сопростивление. Но все равно огромное количество действий было бессмысленно и не нужно. .... И мне, кстати, такая динамика в чтении не мешала, а наоборот <казалась адекватной пьесе>. И пьеса, на мой взгляд, очень перспективна для сцены: ее можно решать и в традиционном ключе, и в то же время она очень новаторская.

Е. Ковальская. В этой пьесе герой пытается собрать себя и герой понимает, что единственный способ собрать себя это отсекать то, что уже имеешь. А близкие люди и все кого ты полюбил вчера, и полюбил год назад, и разрывают тебя на части. И единственный способ собрать себя это отсекать привязанности.

О. Михайлова. Серафим Саровский как-то заметил, что Учить других – это как с высокой колокольни бросать камни вниз; а самому исполнять – это как с мешком камней на спине подниматься на высокую колокольню. Поэтому давать советы это всегда удовольствие.
По поводу этой пьесы у меня возникает ощущение, что эта пьеса о подростковом сознании, абсолютно тюзовская пьеса. Мы понимаем, что герою 30 лет, но если бы ему было 14-15, то тогда все это ляжет идеально, и что мне в этой пьесе не нравится - это подростковое отношение к жизни. По всем даже щадящим традициям, есть обязанность становиться взрослым. Трагедия нашей страны в том, что у нас страна подростков, у нас люди не взрослеют. И в основном это касается мужчин. Женщин жизнь заставляет взрослеть, а мужчины остаются подростками. В пьесе жена говорит герою: «Сходи за солью» - «Не пойду». Такой плохо воспитанный ребенок. И так далее все ситуации, все отношения с женщинами, со старшими, с друзьями и так далее. А он ведет себя как капризный ребенок. И вот это поведение ребенка, который уверен, что у него есть родители, которые за него это сделают, вот этот период должен кончится.
Почему пьесы Чехова универсальные? Потому что он хотя и показывает тоже эту жизнь бессмысленную, тяжелую, ужасную, бедную и т.д., но тем не менее там герои понимают, что с ними происходит и что есть взрослая жизнь.
И я все жду пьесу о том, как все становятся взрослыми. Как только это начнут понимать, как только это произойдет, наша жизнь реальная и театральная начнет меняться в лучшую сторону.

Е. Казачков. Вы говорите о том, что вам не нравится пьеса, но говорите вы о поведении героев. Вам не нравится поведение героем, но именно эта пьеса фиксирует состояние реальности, это говорит о современной реальности.

О. Михайлова.Но это просто констатация, в которой нет какого-то художественного осмысления. Нет такого шага вперед, который должен сделать автор. Если бы это был 20-летний автор, я бы сказала: молодец, все написано хорошо.

А. Май (реж.). В этой пьесе много смыслов, поэтому <чтобы не потерять смыслы, автор не пошел на сокращения>. И все-таки эта абсолютно не тюзовская тема (пьеса), эта пьеса о болезни современного человека. И здесь пугает это раздвоение, когда герой становится гармоничным, ведь по сути герой становится гармоничным, когда он раздваивается. И с женой они стали нормальной гармоничной парой только после ее смерти, а до этого, когда она была рядом, от нее хочется избавиться. И вот это раздвоение, к которому мы идем, оно по сути страшное, но оно единственное. И если все-таки вспомнить название «(Самый) легкий способ бросить курить», то получается, что самый легкий способ бросить курить это включить газовые конфорки и выкурить последнюю сигарету. И жизнь начинается новая. И такой герой узнаваем, таких героев 95 процентов, такие лохи, а мы такие же лохи для других. И проблема эта важная. Вопрос — вероятно или возможно движение. И жаль, если эти мысли не слышны, но они там явно заложены.

Е. Ковальская. Миша нашел и передал мысль, что в нашей действительности взрослеть-то невозможно. Мне до сих пор не дает моя действительность взрослеть, хотя взрослой я стала в 15 лет, то есть я стала жить самостоятельно, учиться. Это можно назвать еще «подросток постарел».

М. Дурненков. У меня с самого начала было неоднозначное отношение к этой пьесе. Но мне она (во время читки) сегодня еще больше понравилась. Спасибо.

Бурные аплодисменты.

P.S. Мысли о пьесе Михаила Дурненкова. На эти мысли меня навели рассуждения Ю. Клавдиева, М. Курочкина и А. Зензинова после читки. Интуитивно я пьесу чувствую, а сказать, проанализировать ее с ходу не могу. Но когда послушаю разные мнения, появляется какая-то более или менее связанная мысль. Вот и сейчас появилась мысль: любой человек творит свою вселенную, как некий бог, а с чего начинается акт творения, с большого взрыва (точка сингулярности, о которой говорил Клавдиев), а что было до большого взрыва - это вечный спор между креацианистами и некреацианистами. Первые утверждают: ничего, вторые говорят: было примерно то же самое, но энтропия возрастает и все кончается большим взрывом, и все начинается по новой, тут опять вспоминает пресловутая теория вечных возвращений Ницше и платоновские препоминания, и наши обывательские дежавю. И схватить эту ускользающую реальность, или, по словам Теннесси Уильямса, которые часто вспоминает Михаил Угаров, поймать эту реальность в ловушку, вот к этому и сводится, особенно сейчас, в наше разорванное время, лишенное каких-либо вертикалей и надежд, задача или просто деятельность (потому что наше время отвергает всяческий пафос) драматурга, да и любого другого художника.
И в этой пьесе мы как раз наблюдаем то самое отклонение реального процесса от идеального (мерой этого отклонения и является энтропия), и, конечно, автор меньше всех виноват в этом несовпадении, но именно такое отклонение, как правило, вменяется автору в вину.
Как известно из популярных статей, в замкнутых системах энтропия возрастает, что приведет рано или поздно к тепловой смерти, то есть к сокращению механической энергии. В связи с метафорой энтропии вспоминается одноименный рассказ Томаса Пинчона, в котором автор также констатирует болезнь американского общества 50-х годов (эпоха маккартизма), или замечательный роман Ричарда Йейтса «Дорога перемен» (экранизированный, но экранизация не передает всей глубины рефлексии автора) об инфантильном сознании, которое в итоге приводит среднестатистическую семью к катастрофе. К сожалению, приходится признать, что эти процессы сегодня, как никогда, актуальны в России. Отсюда и проблема героя. Единственный герой остается все еще с криминальным налетом, потому что да, «пацан сказал — пацан сделал», что там в итоге получится, не так уж и важно, - дом взорвется, но какой никакой, а поступок.
Вот это состояние общества и зафиксировал Михаил Дурненков в своей пьесе. Все зависло, ничего больше не работает, энергии больше нет. И все сущее ждет катастрофы, взрыва, потому что только взрыв способен запустить опять это колесо мироздания. И все пойдет по новому — по старому пути. В этом смысле эта пьеса глубоко символична, здесь есть, на мой взгляд, и отсылки к Бунюэлю, и полемика опять же с идеями гуманизма, которые не работают, которые уже превратились из тех самых шестеренок в круглые колеса, по словам Курочкина, которые давно ничего не сцепливают, но продолжают крутиться по инерции. Эта пьеса очень грустная, очень безнадежная, так же «замечательно печальна», как в свое время говорили о романе Йейтса.
Но как сказал митрополит Антоний Сурожский (Блум), кого-то тоже процитировав, чтобы начать всплывать, надо дойти до дна, чтобы было от чего оттолкнуться. Вот мне кажется, мы даже еще не дошли до дна, а только начинаем его нащупывать, только предчувствуем дно, кто-то ближе, кто-то дальше, Пряжко тоже этим занимается, нащупывает дно, и, похоже, дальше уже идти некуда, дальше тишина. Та самая тишина и покой, перед большим взрывом.
Subscribe

  • ДНЕВНИК

    случай в метро вчера у эскалатора бросился наперерез дежурный -там человек бездыханный на лавочке лежит передайте туда наверх (а я собиралась как…

  • (no subject)

    Сделала я генетический тест на этническую принадлежность и узнала что есть во мне 1,2% от североамериканских индейцев, так и уточняется -…

  • Мой человек из Кемерова

    (с) Алексей Мартынов мне вчера звонил человек из Кемерова Леша Мартынов он не скуп на слова, как Дениро и мама здесь ни при чем он художник,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments