sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

ЛЮБИМОВКА-2010. День третий

Сегодня были читки трех пьес: "Дисфункциональные" Эрика Рамзея (UK), моя и "Язычники" Анны Яблонской.
Как сказала Елена Ковальская про первую пьесу, английский драматург прислал именно ее, чтобы показать настоящую бунтарскую пьесу о серьезных проблемах, которые волнуют западный театр (ну, что-то в этом роде). По жанру черная трагикомедия, которая, с одной стороны, высмеивает конформизм, антиглобализм, политкорректность, общество потребления, с другой стороны, показывает, как эти самые бунтари и анархисты в конце концов превращаются в очень даже буржуазных деляг, которых беспокоят рейтинги и бабло. Все это еще на фоне личных отношений, болезни, смерти и любви. Много мата, антиамериканских общих мест про Ирaк, бeн ладена, 9.11 или 11.9 и т.д. и т.п. Все это прекрасно, но, на мой взгляд, наше общество потребления еще недостаточно потребило, чтобы успеть пресытиться всем этим. Хотя офисное рабство, конформизм, продажность и мир чистогана, безусловно, благодатная тема. Но политкорректность у нас, если и есть, то в зачаточном состоянии, и еще не успела превратиться в террор. Америка тоже далеко. Одним словом, местами забавная, местами банальная, злободневная, но немного далекая.

Ну, и после такой динамичной, крепко сбитой истории был показ моей мрачноватой монопьесы. Прекрасная работа режиссера Елены Новиковой, актрис Марианны и Татьяны, если не ошибаюсь. Много хороших слов в адрес текста, за что я, конечно, благодарна. Критиковал Михаил Угaров, справедливо заметив, что много всяких нарочитых сравнений. И так далее и тому подобное. Впрочем, после соития всякая тварь печальна, так и я.

А вот пьеса Яблонской "Язычники" заслуживает внимания. Это моя любимая тема - тема иллюзий, религиозного фанатизма, сверхидей, причем неважно, кто какой сверхидеей одержим: внучка - несчастной любовью, инфантильный отец - нереализованностью (и страдает от домашнего террора), мать - зарабатыванием денег. Эти проблемы разрушают семью, разъедают ее, все живут под одной крышей, но давно живут обособленно и в ненависти друг к другу. Пока в дом не приходит такой Фома Опискин (или Тартюф) в юбке в виде верующей православной свекрови, которая в молодости бросила сына ради паломничества по монастырям. Я тоже подумала, что она такой новый Иудушка Головлев, но тогда мне не хватило в ней монструозности, хотя это намечалось: бюджет к рукам прибрала, ключами завладела, подчинила себе сноху и соседа. Правда, потом, пережив катастрофу, вся семья обрела гармонию, хотя бабушка в конце концов умирает. Но это явно кстати. О гармонии в пьесе сообщается через финальные монологи и, честно говоря, верится в преодоление разлада с трудом. Что-то здесь притянуто за уши. Так для меня осталось неясно, о чем пьеса: о вреде иллюзий и об отказе от них либо о чуде, которым так или иначе Бог вмешивается в их жизнь и все устраивает (неважно: в виде врача, витальной силы молодого организма, африканской маски или крещения и молитв). Все равно чудо. Чудес там вообще многовато (особенно с алкашом Боцманом). А главный итог - чудо примиряет героев с самими собой. Все как-то они быстро перековались: нереализованный музыкант обретает душевное равновесие, став в итоге торговым представителем (пригодился опыт на церковном складе), еще он бросает жену, жена зажила душа в душу с дочкой, которая в свою очередь забыла даже лицо разбившего ей сердце учителя и собирается восстановиться в университете, боцман-сосед закончил какие-то курсы и отправился в море.
Название, на мой взгляд, предполагало что-то другое, выход на глубокие проблемы веры, религиозного сознания, столкновения мировоззрений агностиков и фанатиков, к примеру. И тоже попытка есть, но до конца не доведено. Хотя сама по себе попытка поднять такую сложную тему радует. И прорисовка характера нового Тартюфа. Пока в наше время с этим никто не работал. Все, что я видела до сих пор (и только в кино, а не в театре - хотя, может, я просто не знаю), невыносимо по своей елейности или сказочности. Так что спасибо автору.
Tags: Любимовка-2010, новая драма
Subscribe

  • (no subject)

    Авеню 5, а виню опять.

  • (no subject)

    Хэролда Блума «Страх влияния» (Harold Bloom. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry. OUP, 1973). Русский перевод: Екатеринбург: Изд-во…

  • (no subject)

    Ба, я в Баку! Лежу на боку.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment