sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Categories:

Каин и Авель - борьба двух культур

В общих чертах библейская история Каина и Авеля известна всем, даже людям, далеким от иудео-христианских традиций. Имя Каин стало нарицательным и традиционно олицетворяет зависть, причем зависть черную, совершенно непродуктивную, которая вызывает в человеке непреодолимую ненависть к конкуренту и может даже подтолкнуть на убийство.
По этой причине негативная коннотация имени Каин прочно вошла в сознание постхристианской культуры.
Но мне всегда не давал покоя вопрос: а почему собственно Бог не принял жертву Каина и, напротив, благоволил к Авелю? Напомню, что Каин был земледельцем и, соответственно, принес плоды трудов своих – урожай, а Авель был пастухом, скотоводом и принес в жертву барана.
Конечно, на эту тему существует масса притянутых за уши объяснений: что де Каин Богу объедки положил на алтарь; или принёс в жертву малоценные плоды, в то время как Авель заклал своего любимого агнца; или Каин приносил жертву с гордыми словами, Авель же совершил жертвоприношение со смирением.
Мне же интересна культурологическая точка зрения: два брата в данном мифе выступают в роли культурных героев, первопредков: пастуха и земледельца.
Древние евреи были кочевниками и скотоводами и с подозрением относились к земледельцам. Таким образом, наблюдается столкновение двух культур – земледельческой и скотоводческой.
Цивилизации, как известно, зарождались в очагах земледелия (Египет, Древня Греция, Мессопотамия), и развитие культуры вообще во всех ее проявлениях тесно связано с земледелием. Об этом же говорит и миф о Каине: именно он стал прародителем всех ремесел и искусства, что также в контексте Библии имеет негативную коннотацию, поскольку и ремесла и искусство (ритуальные песни и пляски, например) связывались с магией, в том числе кузнечное дело. Изобретение музыкальных инструментов приписывается сыну Каина Ламеху, а родоначальником кузнецов считается другой сын Каина Тувал-Каин.
Ну и очевидно, что земледелие было непопулярно в среде кочевников и надо было придумать какое-то идеологическое объяснение запрету на этот вид деятельности, а также на ремесла и искусства. Так, видимо, и появился миф о плохом Каине и добром Авеле.
Но вот парадокс: со временем евреи осели, занялись земледелием, разбили оазисы, влились в ойкумену, блестяще освоили инструменты и в результате стали лучшими музыкантами, лучшими ювелирами, часовых дел мастерами, лучшими артистами и пр. и пр. И очевидно, что не считают это за преступление.
Зато православные так до сих пор и талдычат, что все зло от искусства, а в русских деревнях и посейчас косо смотрят на кузнецов, так как считают их немножко колдунами.
Tags: Эссе
Subscribe

  • новое понятие

    Закон прегнантности (от лат. praegnans — заполненный, полный) — один из основных законов гештальт-теории,согласно которому феноменальное поле…

  • новые слова. Бёрдвотчеры

  • дефиниции-матрешки

    узнала новое слово "ноппэрапон". открыла википедию: Ноппэрапон <...> — сверхъестественное существо в японской мифологии, разновидность Ёкай.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments