sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Продолжение I. Кемеровский миф: Хроника Драмомании-2

Встреча с представителями новейшей драмы

Остановимся подробнее на творческой встрече с известными представителями новейшей драматургии Юрием Клавдиевым и Вячеславом Дурненковым, которая состоялась в рамках пресс-конференции 24 апреля в кемеровском центральном кинотеатре «Москва». В этот же день именно в этом кинотеатре в Большом зале проходила презентация последнего военного мегафильма Никиты Михалкова «Предстояние».
У входа в кинотеатр развернулся аттракцион щедрости: зрителей с улицы на премьеру завлекали ряженые в гимнастерках времен ВОВ, предлагая отведать гречневую кашу с тушенкой из походных котелков, тут же из динамиков раздавалась патриотическая музыка, гармонисты наяривали «синий платочек» и «темная ночь», атмосферу 40-х годов почему-то создавали хромированные «Победы» 50-х, выкрашенные в розоватые, голубые и салатовые тона, на входе гостей встречали женщины в кокошниках. И весь этот маскарад по роковому совпадению навязчиво вторгался из фойе и соседнего Большого зала в уютный беспафосный Малый зал, что само по себе являлось метафорой взаимоотношений официальной и андеграундной культуры.

Но драматургов это соседство не слишком-то смущало, хотя иногда просто мешало. Впрочем, демократичная обстановка Малого зала, в котором многие ценители новейшей драматургии разместились прямо на полу из-за нехватки места, располагала к непринужденной и доверительной беседе.

Уже само название пресс-конференции «Новейшая драма: между сценой и текстом» сориентировало собравшихся на обсуждение главной проблемы современной драматургии – проблемы взаимодействия автора драматургических текстов с режиссерами, продюсерами, которые зачастую диктуют и навязывают драматургу свою волю и свое высказывание.

Режиссерский армрестлинг
На вопрос о проблеме адекватной постановки современных пьес Юрий Клавдиев посетовал, что зачастую режиссеры с академическим образованием практически незнакомы с современной пьесой, не умеют работать с современным текстом, и даже адекватную читку не могут сделать. Кстати, как заметил Вячеслав Дурненков, «сейчас время расцвета жанра читок. И бывают такие читки, что круче любого спектакля».
По мнению Дурненкова, всему виной давление менталитета преподавателей, который транслируется режиссерами, только что окончившими театральные вузы. В Москве ситуация за последние 10 лет изменилась к лучшему благодаря появлению Кирилла Серебренникова, Виктора Рыжакова (театр «Практика»), Михаила Угарова и целой плеяды молодых режиссеров из Театра.док. Высший пилотаж, по мнению Дурненкова, прочитать на сцене современный текст так, чтобы «зазвучала живая разговорная речь, это очень сложно, потому что она лишена пафоса, она лишена каких-то чисто театральных модулирований. Современные английские режиссеры, например, даже используют термин «профессиональная спесь», обозначая таким образом метод постановки текстов в том виде, как он написан, не меняя ни одной строчки, ни одной запятой. У нас же происходит такой режиссерский армрестлинг. Потому что его, режиссера, научили, что есть вот задача, сверхзадача и так далее. Но современный текст не выдерживает такого подхода. Тут нужно просто доверять автору, действительно быть естественным. А русский психологический театр, к сожалению, закончился вместе с уходом больших мастеров прошлого». Клавдиев высказался радикальнее: «русский репертуарный театр скоро вымрет как динозавр, и этот процесс неизбежен».

Принцип документальности
Дурненков пояснил, что во всем мире сейчас и в театре, и в кино преобладает принцип документальности, принцип достоверности, который является главным трендом современного искусства. Впервые об этом заявил Ларс фон Триер в своей «Догме 95». По сути, речь идет об отсутствии дистанции, которая всегда лежит между той реальностью, в объятия которой, по словам Фридриха Дюрренматта, драматург бросает зрителя, и той действительностью, которую зритель уже не может преодолеть10).
Чтобы сократить эту дистанцию, по мнению Клавдиева, надо в первую очередь «выгнать к чертовой матери из себя классического театрального драматурга, который ставит себя над схваткой и к которому так привык наш репертуарный театр. Надо перестать быть неким судией, а стать участником процесса. «То есть я как драматург формулирую свое высказывание без отрыва от действительности, это разговор в автобусе, а не какое-то обобщение. Тогда ты понимаешь людей, ты понимаешь всех своих персонажей и ты относишься к ним не как некий господь всевышний, а как человек, который увидел группу спорящих людей, краем уха услышал разговор, понял, что его это тоже волнует и что, самое интересное, он знает путь решения, и он подходит и говорит: ребят, ребят, секундочку, вот решение, правильно? Они говорят – о, точно, правильно».

Разная театральная ментальность
Драматурги поделились своим опытом и наблюдениями театральных постановок в Великобритании и США, где их пьесы уже не первый год идут с успехом. По мнению Клавдиева, «в нашем театре и английском совершенно разный подход к постановке пьесы. У нас актер или режиссер смотрят на твою пьесу как на определенное поле, с помощью которого режиссер может реализовать себя, это какой-то трамплин для него... Там же внимательным образом рассматривают, что сделал автор. Они стремятся поставить, как автор написал, а не так, как мне, режиссеру, хочется». Дурненков полагает, что причины разных подходов в «разной театральной ментальности. Английский театр отвечает на вопрос, а русский его ставит. Этим все объясняется». Тем не менее Дурненков признался, что русская ментальность ему как автору ближе.
Чтобы текст, написанный автором, был адекватно поставлен режиссером, автор должен присутствовать на репетициях, считает Клавдиев.

«Ноль-позиция» новый метод актерской игры
Проблема не только в режиссерах, но и в актерах, которые и воздвигают ту самую дистанцию между текстом и актером, а современные тексты требуют, по словам критика Григория Заславского, чтобы этот зазор сходил на нет 11).
Чтобы преодолеть дистанцию, по мнению Дурненкова, надо «ломать традицию, искать новые ходы. Но, как показывает практика, добиться от актера говорить как в жизни, вести себя естественно крайне сложно». Дурненков рассказал, что пока удается переломить ситуацию актерам Театра.док, для которых идеолог новейшей драмы и режиссер Театра.док Михаил Угаров придумал новый метод работы с современными пьесами – «ноль-позицию». По словам драматурга, «в отличие от классической школы, где актер играет персонажа, «ноль-позиция» это когда актер и есть персонаж». Другими словами, как в современной жизни люди не проявляют эмоций, «ничего не показывается, так и в современной драме ничего не показывается» 12). То есть, с одной стороны, это в какой-то степени развитие брехтовского «эффекта отчуждения»: «актеры только "обозначают", только намечают мизансцены, только дают намек на жест, только устанавливают интонации»13). С другой стороны, этот термин можно трактовать как доминирование текста в театральном языке. «Театр текста как основа «новой драмы», нового кино, новых направлений нон-фикшн в литературе. Здесь по-прежнему главным является слово. Задача постановщиков – соблюсти «нуль-позицию», то есть все задачи решать, исходя из текста»14).
Поэтому, как признался Вяч. Дурненкова, «самая сложная форма, какую я видел, это документальный театр, например, спектакль «Сентябрь.док» о событиях в Беслане. Авторы собрали в Интернете высказывания – чеченские, русские, осетинские. Актеры их читали, и им нужно было полностью слиться с этими персонажами. И их просто «ломало» эти тексты произносить… и это самый интересный момент творчества».

Сериалы и драматурги
Поскольку драматурги широкой публике известны благодаря сценариям популярных сериалов и фильмов (Клавдиев: фильмы «Кремень», «Все умрут, а я останусь», сериал «Школа», Дурненков: сериалы «Школа», «Любовь на районе», «Журов», новый фильм Ю. Грымова «На ощупь», сценарий «Супротив человека» и др.), на пресс-конференции не обошлось без вопросов относительной этой стороны деятельности современного драматурга.
В частности, отвечая на вопрос о том, насколько может сочетать современный драматург создание сериалов для ТВ и пьес для театра, Вячеслав Дурненков отметил, что писать для сериалов это хорошая школа для любого начинающего драматурга, это дисциплинирует. И хотя писать для кино — «собачья работа», но это заставляет держать форму и «шевелить мышцами». Впрочем, по словам Дурненкова, в Англии, например, только Том Стоппард может позволить себе не писать для телевидения. И там таких сериалов, как «Школа», в разы больше, это не событие, как у нас, а рядовые сериалы: про больницы, тюрьмы, детсады и те или иные субкультуры. Так общество узнает о проблемах именно из сериалов, а сериалы в какой-то степени учат преодолевать болезни общества. У нас же пока сериалы выполняют какую-то странную психотерапевтическую функцию, но это вина отнюдь не сценаристов.
Менталитет российских продюсеров, зачастую «неграмотных, жадных и самодовольных людей», по словам Юрия Клавдиева, — отдельная тема. Они постоянно заставляют переделывать текст в ущерб его качеству, при этом сценарист всегда виноват.

Зарубежный опыт
На Западе развита система грантов. Может быть, поэтому подавляющий процент репертуара английских и шотландских театров — пьесы современных драматургов, и в их профсоюз входят четыре тысячи авторов (!). У российских сценаристов и драматургов профсоюза нет вообще.
В связи с грантами Дурненков рассказал об интересном проекте, который был придуман в Шотландии. Маститые драматурги учили детей и подростков писать пьесы, в постановках которых затем принимали участие известные профессиональные актеры. Это очень популярный национальный проект, в котором участвовал даже Шон Коннери.
«У нас одно время этот проект шел в театре «Современник», но недолго. Кстати, чем драматичнее судьба ребенка, - заметил Дурненков, - тем более сказочный сюжет он придумывает. Самые лучшие пьесы писали, как правило, двоечники».

см. Окончание.

10)См. Дюрренматт Фридрих. 21 пункт к пьесе «Физики».
11) Заславский Г. Александр Калягин.Verbatim (Пьеса Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать» на сцене театра Et Cetera). - Время новостей, 1 февраля 2007 года.
12) По материалам Встречи с драматургом, режиссером, руководителем «Театра.doc», арт-менеджером Михаилом Угаровым в Институт филологии и истории (Проект «Гуманитарные встречи» в РГГУ). Режим доступа: http://ifi.rsuh.ru/ugarov_script.html.
13) Брехт Бертольт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т. 5/2
М., Искусство, 1965
14)Ветелина Л.Г. Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, «Новая драма» ХХ–ХХI вв.: проблематика, типология, эстетика, история вопроса».
Subscribe

  • опять глухарь, опять погиб

    Еще один актер из "Глухаря" погиб. Актер Сергей Шарошкин, снимавшийся в популярном телесериале "Глухарь", погиб в селе Юшта Шиловского района…

  • новое понятие

    Закон прегнантности (от лат. praegnans — заполненный, полный) — один из основных законов гештальт-теории,согласно которому феноменальное поле…

  • (no subject)

    вот и золотые шары зацвели, начали дня три назад, а сейчас уже в шары превращаются. верный признак конца лета, дыхание осени.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments