sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Свобода и религия

Продолжаю размышления на тему свободы и религии. Почему мне это интересно, описала в предыдущем материале.
Кто-то в вопросе степени свободе в рамках веры идет дальше: рвет все нити и сжигает все мосты: надоело, разочаровался, не верю больше, Бога нет! или вообще: а мне пофиг.
Самое сложное, на мой взгляд, остаться в контексте веры, или, если угодно, того эргрегора, который в общем-то защищает и помогает (по вере вашей да будет вам), но при этом оставаться свободным.
Один мой знакомый как-то в личной беседе упомянул о некой 11-й заповеди, которую утаили – и иудеи, и христиане. Заповедь примерно звучит так: "Не бойся!" Не знаю, существуют ли авторитетные источники об этой заповеди, но в Интернете упоминание о ней, как не прижившейся, встречаются (без указания на источник).

"Бойся" или "НЕ бойся"?

Но дело даже не в этом. По большому счету, не важно, было ли это послание сформулировано как заповедь или нет. Еще до этого разговора я интуитивно пришла точно к такой же мысли. Меня всегда угнетала в христианстве эта презумпция страха: Бойся! Бойся гнева Божия, Бойся наказания. Такая политика запугивания. Мне всегда казалось, что это исходит не из источников, а от интерпретаторов этих источников, которым выгодно запугивать массы. Причем меня возмущает, когда это касается не запугивания относительно дурных поступков (это как раз полезная функция, некий юридический регулятор общества, особенно эффективный в древние жестокие времена), а когда это касается запугивания в отношении процесса мышления, особенно критического мышления.
Однако если внимательно почитать Библию, то с удивлением обнаруживаешь, что там рефреном повторяется послание Бога людям НЕ БОЯТЬСЯ.

Небольшая статистика

Не поленилась и тупо подсчитала, сколько раз встречается во всей Библии (Ветхий и Новый заветы) слов "не бойтесь(-йся)" и "бойтесь(-йся)". Оказалось, что Библия в целом рекомендует все-таки НЕ бояться (всего 139 раз) и рекомендует БОЯТЬСЯ, и только Бога, всего 22 раза.

В Ветхом завете НЕ бойтесь – 110, БОЙТЕСЬ – 16 раз.
В Новом завете НЕ бойтесь 29 раз, БОЙТЕСЬ – 6 раз.
При этом в самом Евангелии призывает НЕ бояться сам Иисус.

Сто тысяч "почему?"

Мой мозг так устроен, что я практически ничего не могу принять просто на веру, чего бы ни касался предмет разговора. Если мне кто-то что-то говорит, и это вызывает удивление или сомнения, я спрашиваю, а откуда такая информация, назови источник. И вот в христианском учении у меня таких "почему" накопилось очень много, но я уже даже никого не спрашиваю, потому что церковные люди меня сразу обвинят в неверии и разговора не получится, а не церковные далеки от этих вопросов, им в общем-то по фигу. Итак, вот эти вопросы (а кто-то умный сказал, что задать вопрос – это уже наполовину ответить на него).

Почему же церковь, священные тексты которой с завидным постоянством призывают человека не бояться, строит свое учение исключительно на страхе и политике запугивания?
Почему человек должен постоянно в себе аккумулировать комплекс вины через практику регулярного покаяния, и почему именно в русской православной церкви таинство исповеди неразрывно связано с таинством причастия, то есть, нельзя причаститься не исповедавшись. Если я не ошибаюсь, такого правила не было изначально, и сейчас нет, например, в православной греческой церкви.
Кстати, Паскаль Киньяр в своем эссе "Страх и секс" относит комплекс вины к психическому воплощению раболепия.
Почему существуют такие суровые посты, которые в свое время неоднократно менялись, но сейчас Церковь не считает возможным пойти хоть на какие-то изменения, которые были бы адекватны нашему времени.
Да и вообще неужели Богу так принципиально, съем я молоко, сыр или даже мясо в какой-то из дней. Какое вообще имеет значение содержимое моего желудка по большому счету? Наверное, это вопрос меры, обжорство и алкоголизм просто вредны для здоровья. А вот почему люди нарушают эту меру, это другой вопрос.
Почему все церковные люди обязаны "вычитывать" (слово-то какое жуткое) Правила (сборники молитв), кстати, довольно объемные, тогда как Господь сказал: не молитесь многословно, как язычники, а вот вам молитва: "Отче наш иже еси на небесех…"
А в некоторых из этих молитв содержится весь набор грехов (да еще на церковнославянском языке – язык это отдельный разговор) – да таких, которые не каждый простой обыватель поймет, особенно если это ребенок. Вот зачем, например, ребенку ежевечерне "каяться" в: мшелоимстве, лихоимстве (как я догадываюсь, это намек на ростовщичество), прелюбодеянии, блуде, онанизме (забыла церковнославянский аналог) и пр. и пр. кажется там и убийство имеется. Получается такой набор грехов про запас: ну, сейчас не совершил, завтра совершишь, ты ведь все равно грешник по определению. Но получается обратный эффект: человек привыкает к этим словам, он их не воспринимает, они отскакивают от мозгов как горох.

Покаянные молитвы – результат страшного опыта

Есть еще одно любопытное наблюдение по поводу содержания молитв, в основном покаянных. Есть некая традиция таких молитв, которая, в частности, исходит из известного 50-го псалма царя Давида: "Помилуй мя Боже по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое". Однако разберем обстоятельства, которые повлияли на создание этого псалма. Давид написал этот псалом, замаливая свой конкретный грех, и грех довольно страшный: он послал на верную смерть своего соперника – полководца Урию, на жену которого Вирсавию положил глаз. Его так ослепила эта страсть, что он отправил Урию на самый опасный участок боевых действий, и тот там погиб. Вот откуда такая сила этого псалма, видно, что написан он не умозрительно, а проникнут опытом.
Есть еще характерный пример создания такого рода молитв – это "Покаянный канон" Андрея Критского, который регулярно читают в торжественной обстановке в церкви в первую, самую строгую, неделю Великого поста. В этом каноне перечисляются такие грехи, которые и не снились простому обывателю.
Однако вот что интересно, существует апокрифическая биография Андрея Критского, согласно которой он совершает инцест. На этот апокриф ссылаются многие исследователи и культурологи, в частности В. Я. Пропп, который относит эту историю к особому типу инцестуального сюжета, наиболее полному и близкому Эдипу (Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976. С. 260).

Среди большинства обывателей нет святых и нет злодеев

Не удивительно, что по воздействию этот покаянный канон настолько силен и популярен в церкви.
Однако, согласитесь, большинство людей все-таки не совершают подобные громкие преступления: не убивают, не предаются оргиям, не совокупляются с близкими родственниками. Подобные поступки большинство человечества просто отпугивают, в этом проявляется элементарный инстинкт самосохранения человечества как вида. Однако церковь предписывает обывателю постоянно читать тексты молитв, которые были написаны по горячим следам преступлений, которые многим из нас даже в страшном сне не приснятся.

Победа в церкви монашеского лобби

Размышляя об этих вопросах, я пришла к выводу, что в период эволюции церкви как института в конце концов стали бороться две группировки: монашеская и не-монашеская (черная и белая) и в конце концов победила "черная" группировка.
Многочасовой устав службы, длинные молитвенные правила, строгий пост (исключающий не только мясо, молоко, яйца, но и рыбу и растительное масло), длительные посты (не все помнят, что когда-то в древности посты длились 1-2 дня от силы), и наконец, самое главное идеал монашества, аскезы как идеал христианской жизни в противовес так называемой мирской жизни как некого второсортного образа жизни, - все эти строгости, как я думаю, пришли из монастырей. Брак как институт тоже постулируется как некое послабление немощам человеческим. А как же быть с наипервейшей заповедью, которую сам Бог озвучил Адаму и Еве: "плодитесь и размножайтесь"?
Да еще забыла об одной монашеской прерогативе, очень, кстати, показательной – занимать высокие посты в церкви могут только монахи: епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи. Если ты женатый священник, в лучшем случае будешь протоиереем.

Продолжение следует…
Tags: Эссе
Subscribe

  • (no subject)

    На лугу зеленом да над тем простором два солнца то восходят солнца русской поэзии то они заходят одно солнце Пушкин другое солнце Брoдскай вокруг них…

  • (no subject)

    посмотрела фильм Винтерберга "Еще по одной". Это такой датский "Доживем до понедельника".

  • (no subject)

    Встала в районе 10 (легла около часу, но первый раз проснулась около 6, а потом еще раза два-три, пока не доспала). Досмотрела последнюю серию…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments