sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Category:

Рецензия Елены Макеенко на короткую прозу Линор Горалик "Короче"

https://l.facebook.com/l.php?u=https%3A%2F%2Flitschool.pro%2Falmanah%2Flinor-goralik-tranlation%2Fspecial-detachment%2F%3Ffbclid%3DIwAR0MV290EcFgJekt7Pd-mms_gJedL2G-S8-bEregLEuB4wCstPZuPE3UuS0&h=AT2hSc_evfTzoMKAeeJizOv46yk4KB8-BsF9sIsngfpe_nORO5zS3tdvf44ItP5YcaYt5qnb6awBfMO3pM0sZC6MX1U0ee788ueEQnIhOmzqOendTbvMJuT3AubjzNYnLA&__tn__=H-R&c[0]=AT3Wy895Moin0MOqQSPvVsBlTiRpCH4rpYvtExBMevzD_3R2sgTNVtVotUV9u-52zFQLazpFgtEdbpcss5Cuj1Wf1pitNPEFlK6mYVs1QUbkSkUp0hny0FesiQf1y9I4Tq9MMpu4WwWw-1E3sjCNCpaKHu0

икл «Короче:» (сейчас в него входит сто двенадцать «довольно коротких рассказов») — уже вполне литература, не претендующая на звание как бы устного народного творчества. Формально эти рассказы, или скорее маленькие новеллы, можно отнести к тому, что называется flash fiction или sudden fiction: очень короткий текст, вмещающий бОльшую историю или имеющий в виду нечто большее, чем описано. Особенность этих новелл в том, что их острота заключается не в неожиданной развязке — развязка становится трамплином для додумывания. Финал любого текста в «Короче:» — не конец, а начало читательской работы. С этой точки сюжет только начинает разворачиваться в голове, подобно растущей в воде игрушке: только что это был бесформенный комочек, а вот уже в нём явно проступают черты динозавра. Стоит вернуться к заглавию, которое может быть ключом к истории, или перечитать весь текст заново. Как правило, при перечитывании история оказывается не тем, чем казалась вначале. В особенно удачных случаях текст вмещает не один, а пару панчей, разворачивающих суть происходящего на 180 градусов и резко переключающих тумблер с «комедии» на «трагедию».

Каждому рассказу цикла нужно время, чтобы подышать и раскрыться. Но в этом зазоре между чтением и пониманием есть соблазн очароваться одной только формой, свести весь эффект к тому, насколько ловко сделан каждый маленький текст, каждая мастерски (недо)рассказанная история. Содержательно же эти тексты тоже имеют как минимум двойное дно (nb: говоря о ста двенадцати текстах разом, мы имеем в виду, что есть исключения из каждого нашего обобщения). Их герои встречаются со своей странностью, потерей, болью, отчуждённостью и безуспешно пытаются наладить контакт с другими, что превращает их жизнь в перманентно неловкую ситуацию. Однако, если приглядеться, то в рассказах действуют не такие уж несчастные персонажи. Вроде бы пытаясь найти общий язык с другим, большинство из них старается одновременно не оказаться в зоне чужой странности/боли/одиночества и не нарушить своих границ, уберечь свою подобную зону от вторжения. Их секрет, их прелесть — их персональная не-нормальность, которую они ни на что не променяют. И, вероятно, на самом деле эти рассказы не о несчастных безумцах, вынужденных оставаться наедине с собой, а о принятии своей особой отдельности как суперсилы.
Tags: литература, писатели, рецензии
Subscribe

  • вокно

    старухоящерица лежала свернувшись у дворовой помойки. золотые мусорные контейнеры так сверкали, что старухоящерице стало жарко и она выползла из кучи…

  • (no subject)

    прочитала сейчас новостной заголовок "сомалийских пиратов, задержанных на танкере, доставят в москву". первая мысль: зачем? аккурат к 9 мая, чтобы…

  • (no subject)

    Улетаю сегодня в ночь в Кемерово на семинар "Драмомания". Фонетически (на слух) это название омонимично психическому отклонению дромомания…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments