sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

рыбалка в детстве

Щербинка, год 80-82-й, мы с сестрой идем на пруд у деревни Сырово. Идем в 5 утра, с самодельными удочками и двумя ведрами, ловить бычков (так тогда называли в той местности ротанов). Сейчас уже я узнала из википедии, почему ротанов называли бычками.
"Во второй половине XX века в среде аквариумистов ротана часто называли амурским бычком".
Прилагательное "амурский" отпало, остался бычок. Ротан относится к инвазивному виду, то есть если в водоеме поселился ротан, он постепенно вытеснит остальные виды и не только рыб, а вообще всех, может, даже лягушек потеснить, так так пожирает не только чужих мальков, икру, но и головастиков и маленьких тритонов.
В нашем пруду, действительно, было много бычков (буду уж их называть, как в детстве), хотя лягушек тоже хватало. Да и рыб типа килек (уклейка?) было полно. Но этих было ловить неинтересно (слишком маленькие), а вот бычки - другое дело. Это поистине наслаждение. Мы подсели на эту ловлю, как на иглу (чуть было не сказала - на крючок). Ловили мы бычка на простую поплавочную удочку. В качестве насадки использовали дождевых червей. Копали червей в огороде - выискивали в пластах земли, вынутых лопатой, страшно извивающихся бордовых и розоватых червяков, иногда расчлененных. У меня почему-то не было к дождевым червям природного ужаса (скорее даже жалость), который я испытывала к большинству членистоногих: мокрицам, белым жирным личинкам всяческих жуков (особенно майских), опарышам, мотылям, уховерткам, напоминающим скорпиона своим хвостатым раздвоенным жалом, косматым гусеницам или паукам. А вот к слизням я относилась так же терпимо, как к червякам, потому что это те же улитки, только без домика.
И так накопав червей и сложив их в консервную (или в стеклянную) банку с землей, мы отправлялись на весь день или полдня (почему и вставали на рассвете) на пруд, еще это было связано с тем, чтобы нам не мешали купальщики. Или ходили в пасмурную погоду, чтобы поменьше было народу на пруду, только не в дождь. Сейчас я с удивлением вспоминаю, что ловили мы там практически одни, видимо, взрослым рыбакам и местным мальчишкам было западло ловить бычков.

В чем же был кайф ловли бычков для нас? Я потом, повзрослев, ловила немного карасей, которых надо только подсекать на поверхности. А ротан - рыба глубинная. В ловли глубинных рыб есть момент ожидания, засады, как в охоте. Сначала ты ищешь в меру заросшее место в пруду, лунку в водорослях, закидываешь туда крючок с червем, который тут же опускается на глубину благодаря свинцовому грузилу. И если поплавок ложится, значит, крючок с грузилом дошли до дна, а это не правильно, нужно или найти поглубже место или отрегулировать длину между скользящим поплавком и грузилом (на то он и скользящий поплавок - двигается на леске). И вот все в порядке: место найдено, поплавок в состоянии покоя правильно торчит из воды (не лежит). Мы с сестрой в белых панамах с козырьками (кепки? тогда не было бейсболок) сидим на складных стульчиках и не мигая смотрим на поплавки. Наверное, нас кусали комары, слепни и оводы, а о клещах мы вообще не слышали, как будто их не существовало в Подмосковье в 80-е.
Так мы сидели часами, почесываясь и отгоняя от себя кровососов. Но оно того стоило. Вот до сих пор помню это сладкое ощущение при виде дрогнувшего поплавка. Замираешь и ждешь, будет ли дальше его вести, будет ли он погружаться под воду. Такое происходит далеко не всегда: бывает, что кто-то случайно заденет поплавок (лягушка или жук-плавунец или бессмысленная уклейка), бывает, что кто-то из рыбешек обгладывает червяка и беспокоит поплавок, подавая охотнику ложный сигнал. И только когда поплавок несколько раз погрузился с головкой, вот тогда надо проверить, что т а м - встаешь со стульчика, берешь удилище, чуть приподнимаешь и чувствуешь, как там кто-то прицепился, тянешь слегка, а там внизу кто-то тебе сопротивляется, уводя в глубину зарослей поплавок, все глубже и глубже, натягивая леску. И тут надо тянуть, но без резких движений, иначе добыча может сорваться. И действительно, срывается, если зацепилась за губу, но бычок жаден и часто заглатывает крючок с наживкой так глубоко, что доставать приходится чуть ли не с кишками. Это не для слабонервных. Одна моя знакомая после такого детского опыта навсегда отказалась от рыбалки.
А я вот не отказалась. Может, была какая-то инициация, был неприятный момент, но потом появилась привычка, как будто так и надо. Как, наверное, у охотников: я охотник, это добыча, и жалости здесь не место.

Не помню, брали ли мы с собой воду и еду (сейчас бы точно взяли), возможно мы просто не думали о таких мелочах в предвкушении улова. А улов бывал грандиозный. До такой степени, что очень быстро мы стали носить не литровые или двухлитровые бидончики, куда складировалась пойманная рыба, а целое цинковое ведро на 10 литров, одно на двоих, конечно. Притащив через несколько часов домой ведро с рыбой, мы зачем-то пересчитывали бычков (доходило до ста), часть улова отдавали кошкам, которые крутились вокруг нас, часть засаливали и подвешивали на солнце (то есть делали воблу, только пересаливали), еще хватало на уху (уха получалась, кстати, отменная) и жаркое (мясо ротанов вкусное, только очень костлявое).

С тех пор прошло много лет, дача у меня теперь в другом месте, там нет проточного пруда, но протекает небольшая речка, в которой живут, похоже, только уклейки и бобры. Не вижу я в наших местах рыбаков, мелководье. Но этим летом мы опять же с сестрой думали, думали и придумали, как наловить хотя бы маленьких уклеек и сделать из них кильку или анчоусов! Сестра соорудила ловушку из сетки и проволоки, в которую уместится ведро уклеек или три щуки, набросали туда хлеба, овсянки и камней, чтобы корзина затонула. Пришли на берег, оглядываясь, нет ли кого поблизости, чтобы не позориться, закинули корзину в воду - тут же вся овсянка и хлеб всплыли, а камни остались. Мы почесали затылки (может, осядет? хоть запах останется) и поперлись домой. На следующий день подняли сетку - пусто. Наверное, конструкция у ловушки неправильная - дырка сверху - что ж, рыбка должна туда заныривать!? Это слишком сложно, погуглили, нашли более простые ловушки - из пластиковых бутылок - рыба туда заплывает по горизонтали, а не по вертикали, как предполагает наша ловушка. Дождаться бы теперь лета для опытов.
Tags: memory, Щербинка, детское, память, упражнения

• (no subject)

Проснулась опять с головной болью. АВ теперь сломал туалет. Я наорала. Микроволновка, ладно, была старая, но сухари, залитые маслом в ней не сушат,…

• ДНЕВНИК

Приезжала О-ся. Вынесла мозг. Она не знает, чего хочет. У меня выгорание и демотивация. Что ж мне так не везет-то. Но вчера позвонила неожиданно…

• (no subject)

такая жара, что ноутбук вспотел плавится. больше 30-35. я весь день стараюсь не выходить из одной комнаты с занавешенными окнами, в которой…