sting_nettle (kodzujoro) wrote,
sting_nettle
kodzujoro

Виктор Рыжаков о любви к тексту

16 мая В ТЦ "На Страстном" в рамках фестиваля «ТВОЙ ШАНС» состоялся мастер-класс режиссера Виктора Рыжакова, известного своими постановками в театре "Практика" ("Рыдания" Кшиштофа Бизё, "Кислород", «Бытие № 2» И. Вырыпаева). Кроме того, Виктор Рыжаков преподает в Школе-студии им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. Чехова и является учредителем известного "Театрального фестиваля имени А. М. Володина "Пять вечеров".

Рыжаков поделился с собравшимися (а это были в основном студенты театральных вузов) все еще непривычной для русских режиссеров и актеров неавторитарной концепцией работы с текстами. То есть, как в музыкальном произведении, найти интонацию текста, услышать голос автора прежде всего (конечно, речь не идет о графоманских текстах). Ни одной строчки не переписать, ничего не сокращать, а взять текст как-он-есть и с ним работать. Режиссер провел своеобразный блиц-тренинг, предложив кому-то из зала прочитать строчку из "Горе от ума": "что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом". Оказалось, это не так просто, "произнося, вы пытаетесь понять этот текст, тогда как персонаж произносит этот текст не задумываясь".
Главное, по рыжакову, передать внутренний месседж автора, то что идет изнутри, а не лежит на поверхности. В качестве крайне сложного текста для сценического воплощения Рыжаков привел пьесу Сары Кейн "Психоз". Режиссер назвал этот текст безвыходным, не поддающимся постановке. Но если "не скатываться в пространство игры",то зазвучать может любой текст, даже самый сложный. Здесь режиссер уместно вспомнил Бахтина, который очень точно обозначил проблему как "парад взбесившихся слов". Единственный способ устоять перед таким парадом - это научиться слышать текст, вырабатывать в себе абсолютный слух на текст, как в музыке, когда музыка начинает прорастать, так и текст должен начать прорастать в тебе. И тогда текст начинает оживать и открывать новые смыслы.
В качестве примера молодые актеры из курса Рыжакова прочитали отрывок из пьесы А. Молчанова "Убийца" (а именно ученик Рыжакова ставил читку этой пьесы на фестивале "Золотая маска"). Даже по двум монологам стало понятно, насколько меняется текст, в зависимости от подхода к воплощению текстов. Хотя я видела эту постановку в Театре.док, мне показалось, что я слышу этот текст впервые. При том что сама постановка в Театре.док блестящая. Но совсем другая.
Так в чем же секрет этого нового, другого подхода новой режиссуры к современной драме? Отвечая на этот вопрос, Виктор Рыжаков привел замечательные слова Михаила Чехова: "Перед тем как выйти на сцену, я вызываю в себе чувство любви". Но как это сделать, вот главная тайна. То же самое можно сказать относительно текста, режиссер, по мнению Виктора Рыжакова, должен полюбить текст. Возможно, это и есть та самая Божественная любовь, о которой постоянно говорил Толстой.
В завершение совего выступления Виктор Рыжаков привел еще одну замечательную цитату из арабского философа IX в. Кора Аль Музани, которую любит повторять Вырыпаев: "Не пытайтесь искать логику во времени - во времени логики нет. Не пытайтесь объяснить время логическим путем, времени, как такого, не существует. Есть две вещи: любовь и любовь".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments